Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 июля 2017 — Неделя 6-я по Пятидесятнице

Декабрь 6, 2017

Рим 12, 6-14; Мф 9, 1-8

(По переводу В. Кузнецовой: И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; кому служить братьям — пусть служит; кому учить — пусть учит; кому ободрять — пусть ободряет; кто дает — пусть дает от чистого сердца; кто руководит — пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела — пусть делает их с весельем.
Пусть любовь ваша будет искренна. Ненавидьте зло, будьте преданы добру. Любите друг друга как братья, всем сердцем; относитесь друг к другу с уважением; с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа; пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно молитесь; делитесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте).

Как я уже говорил, в общине возникает разделение обязанностей, которое, по идее, основано на дарах Божьих. В общине Бог дает человеку определенный дар, и через какое-то время при бережном отношении со стороны других и самого человека – при бережном отношении к себе и к тому, что Бог внутри него делает – этот дар проявляется. Соответственно, от человека требуется этот дар не прятать, не скрывать от общины, от присутствующих, а принять его как данность – со смирением и уважением. Понимая, что, если у другого человека получается лучше, чем у меня, это не повод для конкуренции, а повод помочь Богу использовать этого человека на пользу всем и на пользу ему самому. Из этого послания мы, собственно, и видим, какие были функции или служения в первых общинах.

На первом месте – возвещать Божью весть. Собственно, возвещать Евангелие – о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе. Говорить, как Павел пишет, так, как внушает вера. Не конъюнктурные соображения, не педагогические, а слушать только Бога. Это дар, требующий самого глубокого проникновения в себя. Обмануть более слабых людей, говоря им о Боге неверные вещи, хуже этого нет ничего. Но и происходит это чаще всего.

Второе служение – это служить братьям и сестрам. Сегодня совершенно непонятно, что именно имеется в виду, потому что принято все называть служением.

Служение учить. Раввин в иудаизме был не только проповедник, но и учитель, который учил моральным нормам – как правильно обращаться с другими в различных жизненных ситуациях. Это всё не так очевидно. К примеру, я одолжил у соседа корову, корова у меня пожила, потом заболела и умерла. Что я должен соседу? Должен ли я возмещать ему стоимость коровы, если она умерла от естественных причин? Молоко, которым я пользовался, должен ли я соседу за него возвращать деньги или нет? А сосед, в свою очередь, может быть, мне должен за уход, который я осуществлял в течение года за этой коровой – за уход, за корм? Как Бог смотрит – что было бы по справедливости? Это тоже входит в иудейское понятие премудрости.

Ободрять. Это большое призвание. Если человек унывает, вселить в его сердце надежду на успех, бодрость. Делать это не в манипулятивном ключе, а отдавая ему часть себя. Как делают хорошие психологи. Не манипулируют человеком, не накручивают его – они делятся тем, что есть у самого себя.

«Кто дает, пусть дает от чистого сердца». Помощь нуждающимся внутри общины или вне общины. Это можно делать даже с неосознанным желанием что-то получить взамен – не сейчас, а может быть, когда-нибудь. Когда мне что-то от этого человека понадобится, он вспомнит – вот тот мне когда-то доброе дело сделал, отплачу-ка ему. Понятие «от чистого сердца» такие вещи исключает. Точнее, не исключает, а оно больше, чем мотивы обычной благодарности.
Это совпадает с последней вещью, которую Павел говорит. «Благословляйте тех, кто вас преследует. Благословляйте, а не проклинайте». Понятно, что это уже выше возможностей человека. Любить друг друга и гореть, и делиться, и молиться, и благословлять преследующих – это не в силах человека. Только с помощью Бога, если мы постоянно молимся и обращаемся к помощи Бога, это в какой-то мере возможно. Любить всех – любить не тех, кого мы выбрали себе как особый предмет для нашей любви, потому что нам их удобно любить. Это еще не любовь. Бог просит большего. Значит, это возможно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website