24 сентября 2017 – Неделя 16-я по Пятидесятнице, Рождество Богородицы
Март 4, 20182 Кор 6,1-10; Лк 10, 38-42; 11, 27-28
Апостол Павел говорит о себе и о своих соратниках как о ваньке-встаньке. Как его ни толкай, ни бей, ни клади, всё равно он поднимается и держится. Это такой образ человека. Бывают люди, о которых мы говорим: «он знает, чего хочет». К таким людям часто относятся с уважением, хотя и не обязательно их любят. А здесь парадокс получается. Павел хочет, чтобы ему помогал невидимый и слабопознаваемый Бог. Он обращается к неизвестному Богу, и как бы говорит Ему: «Сделай так, чтобы я был человеком, который знает, чего хочет, хотя Тебя я не знаю. Не могу Тебя понять». Обращается через Христа. Через Христа, с которым Павел однажды уже встретился, после чего его жизнь резко изменилась. Он хочет, чтобы через того же Христа эти изменения происходили и дальше.
Мы о Павле и его соратниках можем сказать, что это целеустремленные люди. Но на земле у них конкретной цели нет. Земной цели, ради исполнения которой они тратят жизнь, у них нет. Поэтому когда-то они предпочитают бедность, когда-то богатство, когда-то супружескую жизнь, когда-то жизнь в безбрачии, когда-то известность, когда-то неизвестность. Сами по себе им эти вещи неважны. Им важно только, насколько в данный момент такая жизнь, в таких условиях отвечает воле Бога спасти мир. Здесь Павел перечисляет только внешние трудности, которые на этом пути возникают. Побои, тюрьмы, голод, изнурительный труд – это внешние вещи. А есть еще внутренние.
Внутренние вещи связаны с тем, как мы ко всему этому относимся. Здесь и происходит главная борьба человека с побуждениями, которые хотят снести крышу. Источники этих побуждений христианство называет бесами или демонами. Главная задача дьявола, который действует через эти силы, чтобы человек обманулся и принял ложь за правду. Продолжал бы целеустремленно жить по этой лжи, принимая ее за правду. Понятно, что дьявол действует сильнее всего в те моменты, когда ресурсы человеческой стойкости находятся на пределе. Когда человек измучен или болезнью, или дурным обращением со стороны людей. Но человек может быть измучен не только негативными вещами. Он может быть измучен изобилием, богатством, от которого у него разбегаются глаза. Изобилием впечатлений, из-за которых у него разбегаются глаза, и он оказывается неспособен сосредоточиться. Дьявол это использует, говоря человеку, что главное в жизни – это не скучать, иметь много впечатлений. Это одно из направлений обмана.
В сегодняшнем Евангелии показаны две женщины, Мария и Марфа. Обе любящие Иисуса как друга семьи и бесконечно его уважающие. Но стиль жизни у них как бы разный. Разные характеры, которые определяют разные стили жизни. Марфа в этом эпизоде показана как деятельный человек, старающийся обеспечить материальную сторону этого застолья, когда Иисус пришел в гости, и люди собрались, и надо сделать, чтобы всем гостям было удобно, приятно, хорошо, вкусно, и чтобы настроение было хорошее. Но Иисус ее не ругает за это. Он ее ругает за суету. За то, что в этом стремлении она невольно впадает в состояние, которое не позволяет видеть главного. Иисус говорит: когда Я пришел, главное – слушать Меня. Потому что Мой голос здесь, среди вас – это голос Бога. Войдут в вас Мои слова – потом вы будете всё делать. Но без суеты, понимая, что главное, что второстепенное. Будучи способными сердцем не привязываться к второстепенным вещам. Здесь, в евангельском эпизоде, это звучит как одномоментный рецепт. На самом деле это тяжелая работа, которая проходит через всю жизнь – быть трезвым. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017
Изображение: Диего Веласкес, Христос в доме Марфы и Марии, ок. 1618