Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

3 декабря 2017 – Неделя 26-я по Пятидесятнице

Март 5, 2018

Ki-hanja

Еф 5, 8-19; Лк 12, 16-21

Вчера разговаривал со старым знакомым. Он вывалил на меня весь мешок семейных неурядиц и несчастий. Действительно, накопилось много несчастий и по нашей части, и с детьми нехорошо. Правда, о положительных вещах он тоже сказал. Но в целом это подтверждает, что было у кумранцев в каких-то текстах, если я правильно помню. Дьявол владеет землей, и тут ничего не попишешь. Пока так есть, нечестивый всегда будет процветать, и у хорошего человека, даже если он будет стремиться к какому-то хорошему успеху в обществе, все равно будут неудачи и несчастья, и сам он будет становиться только хуже. Буквально эти вещи Иисус и говорит в своих притчах.

А у Бога и сил света власть на небе. Кумраниты ожидали момента (понятно, что без этого ожидания не проживешь), когда, наконец, силы света одержат победу на земле. Какие-то отголоски богословия света есть в тексте Павла, который мы читали сегодня. Конечно, это богословие света не той силы, не тех прозрений, которые встречаются в Евангелии от Иоанна. Но Павел предлагает тот же метод. Старайтесь у себя ничего не держать в тени. Ничего не держать в темноте. Выставляйте всего себя на свет. И тогда вы сами превратитесь в этот свет.

В перспективе апокалиптической, в евангельской, несчастья и беды – это не то, чего нужно избегать. Это признак благословения. Благословения, которое дает Бог. Чаще всего мы встречаем в псалмах плач – то не так, это не так, труд, болезни… Жизнь из всего этого и состоит. Но она этим не ограничивается и не сводится к переживанию своей несчастности. Пока наваливаются преследования, болезни и всё такое, значит, я жив. Жизнь идет. Жизнь идет, если я обращаюсь со всем этим, как с жизнью, а не как с дурным сном, который мне нужно досматривать и скорее проснуться. Жизнь – она тут.

Творчество в общем – это не картины Пикассо и не скульптуры Микеланджело. Художественное творчество – это узкий частный вид творчества. Во многом это, скорее, такой социальный способ облегчить себе жизнь. А творчество в широком смысле – простые вещи. Школьник делает домашнее задание, эти опостылевшие задачки. Творчество – выбрать, как лучше сделать задачку, как проще ее сделать. Это такая школа творчества, которая потом пригодится в дальнейшей школе жизни.

Отвлечься и забыться – тоже надо. Нельзя все время быть погруженным в созерцание одной картины. Когда ты все время в нее погружен, ты перестаешь ее видеть. Чтобы увидеть ее как следует, нужно закрыть глаза или на какое-то время переключиться на другое. Отключение тоже нужно, но отключение должно надоедать. Потому что в нем самом как таковом, жизни нет.

У нас когда-то была медитация с Рождеством – представить, как рождается. Мы пробовали ее сделать по аналогии с цигун-каллиграфией. Когда человек расслабляется, превращается в слушание, он открывается невидимым силам. Не только собственному внутреннему состоянию, но и космическим силам. И рука выводит какой-то иероглиф. Пока этот иероглиф пишется, человек даже не знает, что это за иероглиф. Когда он уже написан, человек начинает разбираться, что же это для него значит. Когда мы делаем что-то подобное в молитве, не нужно писать. Кто-то из нас слышал голос, кто-то видел картину, у кого-то просто появились мысли, неважно. Важно оценить, насколько это всё от света и в свете. Не выпускается ли просто какая-то дрянь или ложь, которая есть у нас внутри, и которая находится так близко к нашему человеческому центру, что мы не отличаем ее от правды.

Когда это обнаруживаешь в медитации и видишь, что это действительно свет, это очень важно. Тогда есть возможность самому пропитаться этим светом. И жить светло – в несчастьях, в гонениях, в неприятностях. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображение: «Ци» в каллиграфической версии

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website