Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

25 марта 2018 – 5-я Неделя Великого Поста

Май 8, 2018

Евр 9,11-14; Мк 10, 32-45

Израиль был бедным народом. Странствие в пустыне, где штучки, которые появлялись на растениях – манна небесная – были для них пищей, как в книге Исхода написано, достаточно долгое время, весь Исход. Это свидетельство очень серьезной бедности. Когда они входили в землю Ханаан, Моисей, обещал, что за соблюдение заповедей будет благословение, выражающееся, в частности, в том, что нужды уже не будет, народ станет богатым. Я повторяю, что это обещание избавления от нужды, как благословение, было дано народу в целом. Такова теология этой книги.

Где-то в Пятикнижии мы встречаем высказывание того же Моисея, что бедные будут между вами всегда, и вы должны о них заботиться. Это важная фраза, потому что бедность – это не то, чего человек должен стыдиться или стараться избежать. Это просто ситуация, в которую может попасть каждый. Если народ действительно Божий, живущий по заповедям, в котором есть солидарность, это не означает, что все будут стараться этого человека тут же облагодетельствовать и сделать богатым. Нет, но народ, ближние, создадут этому бедному такие условия, чтобы он мог от своей бедности не страдать, а жить нормально.

Дальше по мере того, как Израиль начинает размышлять о богатстве и о богатых, эти размышления приводят мысль о том, что богатство хоть и желательно, и вроде бы благословение Божье, но это благословение довольно обременительное. В основном из-за того, что оно перерастает в навязчивое стремление свое богатство сохранить, не упустить. А богатство – оно как дырявое ведро. Чтобы оно оставалось наполненным, в него нужно лить всё больше и больше воды. Чтобы сохранить имущество и связанную с ним власть, нужно всё время стремиться и прилагать усилия к дальнейшему накоплению богатства, и это обусловлено не природой самого богатства, а обусловлено грехом. Таким греховным обществом, в котором, если ты дал слабину, тебя разорвут и имущество твое растащат. Останешься голым.

По мере того, как Израиль обретал государственность и возникали богатые классы, эта сторона богатства и бедности, связанная не с благословением, а с общественной несправедливостью, с общественным грехом, всё больше выходила на первый план. Ее связывали с язычеством. С духом поиска того, что могут дать власть и благополучие в ущерб праведности. То есть, брать власть и богатство в тех ситуациях, когда подозреваешь, что это идет против милосердия Бога. Язычество и социальная несправедливость в этом отношении друг друга подпитывают – таков, по крайней мере, был опыт Израиля.
Почему я к этому обращаюсь? Потому что евангельская история, которую мы прочли, начинается с богатого юноши, который был всем хорош, благочестив. Иисус его отправил, чтобы он избавился от своего богатства, от всего хозяйства. Для учеников было понятно, что богатство, которое есть у этого молодого человека, это богатство не от несправедливости, а именно от благословения, от того, что он такой праведный юноша, что Бог его этим богатством благословил. Праведное богатство. А Иисус заставляет человека отказаться от Божьего благословения. Ученики пришли в смятение.

Дальше в Евангелии от Марка Иисус им говорит пророчество о том, что в течение ближайших нескольких дней произойдет в Иерусалиме, куда они поднимаются в горку на праздник. Марк приводит эту историю с сыновьями Зеведеевыми, Иаковом и Иоанном, которые просят: «Когда Ты станешь в Иерусалиме большим начальником и вообще царем, спасителем, дай нам сесть по правую сторону и по левую. На ключевые места в Твоем царстве Израиля». Создается впечатление, что у них в голове всё перепуталось после истории с богатым юношей, и они уже ничего не понимают. Иисус пророчествует непонятно, Он вечно что-то непонятное говорит, а сейчас они в Иерусалим придут, и там явно что-то новое произойдет, и они боятся, что Иисус их забудет и бросит. Но требуют власти. Требуют или просят, чтобы Он разделил с ними власть.

Это я к тому, что требование духовной бедности, необходимое для Царства Небесного, для людей чересчур тяжело. Святость – это такая тяжелая вещь, которая обязательно оказывается связана с тем, что окружающие, даже самые близкие люди, тебя не понимают. Но Евангелие как раз об этом и пишет – что это нормально, с христианской точки зрения ничего такого нет. Нормальная христианская жизнь, нормальный крест. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2018

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website