Проповедь 28.02.09
Март 5, 2009Завтра вечером после воскресной литургии начинается великий пост, четыредесятница, в византийской традиции 40 дней: 4 недели и отдельно Страстная неделя (в богословии византийской Церкви собственно в четыредесятницу она не входит). Эти 40 дней — аналог пребывания Иисуса в пустыне. Я повторю те вещи, которые неоднократно говорил о посте для нас. Людям, которые делают духовные упражнения, имеют возможность изолироваться от обычного ритма жизни и от производственных процессов, можно и даже необходимо иметь пищевые ограничения, соответственно ограничения на сон, на развлечения, потому что иначе духовные упражнения не получатся, не удастся сосредоточиться. Дискомфорт, раздражение, уныние и гнев, которые будут присутствовать в состоянии ограничения, пойдут только на пользу духовным упражнениям, сделают их более насыщенными. И медитация будет не теоретизированием, а соединением с тем дискомфортом и страданием, которое испытывал Иисус в Своих страданиях как представитель всего человечества. И это возможность соединиться со всеми страдающими. Что же касается тех, кто ходит на работу и живёт обычной жизнью, то никаких специальных ограничений в период поста не должно быть. Главный принцип для нас — это умеренность: чтобы лишнего не было ни в чём: ни в еде, ни в развлечениях. Это принцип выздоравливающего человека, для которого труднее всего на самом деле выдерживать золотую середину и умеренность и не бросаться в крайности. Запивать по-всякому можно: можно из голодания устроить себе запой и сойти с ума. Дьявол будет хлопать в ладоши.
Второй аспект — завтра будет так называемое прощёное воскресенье. На вечерне после литургии завтра будет чин прощения. Вечерня в византийском обряде в этот день своеобразная: начинается с радостных светлых мотивов и постепенно переходит в сугубо покаянные. Совершается чин прощения, где священник просит прощения у присутствующих, у всей конгрегации, и потом люди начинают просить прощения друг у друга. И психологически это важно — решиться и попросить прощения у человека, от которого ты, может быть, потерпел гораздо больше обид, чем он от тебя. Но тут важнее момент не чисто психологический, а осознание себя общиной, где прощение — это позиция. Просьба о прощении — это признание того, что в нашем общении, в общении с вами, с каждым из вас я веду себя как грешный человек и ошибаюсь не просто по незнанию и по недалёкости, но и по греху. В наше с вами общение я вношу грех и тем самым приношу вам вред. Я сознаю это и в этом каюсь. Грех проявляется в разных вещах: в честолюбии, в желании доминировать, в сексуальном аспекте, в моментах, когда недостаток собственной веры я замазываю шаблонными фразами и стремлением чисто психологически поднять настроение у всех. Иногда просто есть стремление выдавить из окружающих эмоциональную поддержку.
Пост, я надеюсь, мы посвятим медитации над жизненной перспективой, перспективой нашей общины и каждого из нас.
© священник Сергей Николенко 2009