24 апреля 2022 г., воскресенье — Светлое Воскресение Христово
Апрель 24, 2022Деян 1, 1 – 8; Мф 28, 1-20
Наверное, первая Пасха, когда я не особо знаю, что говорить. История Воскресения, как она в Евангелии от Матфея изображена, приглаженная такая, у Марка всё гораздо жестче, там говорится о том, что этим женщинам, которые первыми встретили Иисуса, подумали, что садовника, потом прибежали, потом рассказали, не знаю, насколько путано рассказывали – не поверили просто.
Кстати, тут у Матфея тоже написано, что, когда все пришли в Галилею, ученики увидели там Иисуса, некоторые поверили в Него воскресшего, некоторые нет, люди с более критическим мышлением. И потом эта история, которую Матфей пишет, что распространился слух о том, что ученики выкрали тело, и этот слух существует до сих пор, как Матфей пишет. Слухи тоже на пустом месте не возникают, как известно. Это я к тому, что Воскресение Иисуса не такая простая вещь, как лежало мертвое тело в пещере, потом вскочило и побежало к ученикам. Там есть в самой природе Воскресения вещи, которые моему пониманию недоступны, и недоступны в той же мере, в какой недоступно устройство невидимого мира, к которому мы отчасти принадлежим. Есть наша часть, которую мы видим и понимаем, а есть часть, которую мы не видим и не понимаем. Но которая находится в невидимом мире и подвергается воздействию невидимых сил, и добрых, и злых. Это всё реальность, невидимая. Поэтому для меня во всей этой истории важнее всего то, что ученики удостоверились, что как Иисус говорил им перед этими всеми пасхальными событиями: «Я вас не брошу». Так и не бросил. В каком виде Он им являлся, в каком теле – по евангельским описаниям я ничего этого понять как следует не могу, я понимаю только, что Иисус своих не бросает. Как обещал, так и сделал. Что с Ним дальше было, после того, как явления Его прекратились, и ушел Он дальше в невидимую область Бога, тоже этого всего не поймешь. Но важно, что ученики после того, как явления прекратились, не впали в отчаяние и не ощутили себя одинокими и потерянными, а научились распознавать действия Христа и Его помощь в Его отсутствие, когда Его нет. Назвали это действием Святого Духа, присутствием Святого Духа, неважно, как. Важно, что научились ощущать. Когда говорят «христианская жизнь», «крещение», «жизнь в благодати», это на деле и означает, что через Иисуса мы ощущаем помощь Бога нам.
Сейчас это трудновато, потому что до начала этого Великого поста два месяца назад мы спокойно сидели в наших переживаниях, в семейных, профессиональных, а потом раз – бомбы начали падать, снаряды начали рваться всего лишь под Курском, южнее Курска и южнее Белгорода. Многие от этого поначалу сошли с ума, некоторые на время, некоторые насовсем, на самом деле от того, что увидели, что мир устроен гораздо хуже, чем они думали до сих пор, пока занимались своими домашними неурядицами. Это получился пост. Две христианские страны враждуют – страны, которые, по крайней мере, себя декларируют христианскими. И в чем мы видим это христианство? Может быть, в такой вещи как сейчас на Пасху – некоторое спонтанное как бы образовалось снижение интенсивности боевых действий. И если с этих позиций смотреть на это христианство наше, смешно просто. Жалко и смешно. И с другой стороны, мы говорим такое захватанное выражение «мир Христов», а это же и есть вершина всего, это Царство Небесное и есть. Царство Небесное, которое так просто не дается. За которое надо свои мелкие горести и то, что раздражает, то, что перед глазами стоит, убрать надо с первого плана, другие вещи должны быть на первом плане. Правда Божия. Правда того, что могут быть такие страдания наши, которые реально меняют мир к лучшему. Может быть, мы сами этих изменений не увидим, но мы знаем, что они реальны. Евангелие от Марка вообще Иисуса изображает как военного человека, который воюет с дьяволом. Это единственный вид войны, который безукоризнен. Который очень особый, очень отличается от тех войн и конфликтов, которые мы ведем, потому что это война за Правду по большому счету. За правду Божию. Аминь.
Священник Сергей Николенко