5 февраля 2023 г., воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее
Февраль 5, 20232 Тим 3,10-15; Лк 18,10-14
(диалог с И.)
— Кто тебе понравился больше в этой притче? – Фарисей. – А чем? – Тем, что нормально помолился, а мытарю было как-то стыдно молиться. – То есть, фарисей как благочестивый человек правильно все делает перед Богом? – Ну да. – А как ты думаешь, что ему от Бога нужно? – Он пока ничего не просит. Только благодарит за то, что он не грабитель и не мошенник. – То есть, как любому интеллигентному человеку фарисею нужно, чтобы Бог признавал его заслуги. – Возможно. – А мытарю что нужно? – Чтобы Господь Бог был к нему милостив. И он утверждает, что он грешник. – То есть, он считает, что у него никаких заслуг перед Богом нет, и что он всё в жизни делает неправильно, и поэтому единственное хорошее, что Бог мог бы для него сделать, это помиловать его, не наказывать. – Да. – А ты как думаешь, ты сам больше на кого похож: на фарисея или на мытаря? – Очень сложный вопрос. Я довольно часто в себе не уверен. Это похоже на мытаря.
Я думаю, что для любого нормального человека этот вопрос труден. Меня еще интересует такой вопрос – Иисус проповедовал Царство Божие, Царство Небесное. А интересно, как фарисей понимал и ожидал этого Царства Божия, и как мытарь понимал? Я думал, и пришел к выводу, что они понимали это одинаково. Что это такое место, где все всё делают правильно. Все добрые, хорошие, поступают по заповедям, за это Бог их гладит по головке, и они очень довольны и даже бесконечно счастливы. Но в Евангелиях Иисус про Царство Божие говорит всякие непонятные вещи. Вообще говорит, что это зерно горчичное: сначала маленькое, потом большое. То есть, Он больше про динамику говорит. Про динамику, про ценность Царства Небесного, там история про человека, который нашел сокровище на поле и от радости всё остальное продал, и так далее. А что там в самом Царстве, в чем оно заключается, каково в нем. Об этом вроде нет ничего. Только такие странные слова, особенно в заповедях Блаженства в версии Евангелия от Луки, что вы сейчас живете, у вас куча всяких неприятностей и страданий, но вы счастливы уже сейчас, блаженны.
Я вспоминаю, когда-то давно-давно, уже столько лет назад, лет сорок, может быть, рассказывала знакомая, что ее знакомая лежала в больнице, со смертельным заболеванием, и к ней пришла подруга утешать ее «по-христиански». И стала рассказывать, что так погано всё в жизни, одно не сложилось, другое не сложилось, на душе так плохо. А эта женщина больная стала по простоте душевной ей про себя рассказывать, мол, я лежу, в окно смотрю, небо такое красивое, деревья, всё такое радостное. Эта подруга, которая пришла ее навещать, просто набросилась на нее и стала бить. История такая из жизни. К вопросу о Царстве Небесном – где оно и какое оно.
Иисус рассказывает эти притчи, люди слушают, разинув рот. Павел в Послании к Евреям, которое прочли, говорит, что негодяи и мошенники будут идти всё дальше, сбивать с пути других и себя. Евангелист Марк в каком-то эпизоде пишет, что толпа побежала за Иисусом, когда Он с учениками уплывал на лодке, чтобы отдохнуть. Марк пишет, что толпа была как овцы без пастуха. Кто представляет себе это овечье стадо, оставшееся без пастуха – они в тревоге тыкаются туда-сюда, сбиваются в кучки какие-то. В растерянности полной.
Я вспомнил всем известный случай в Беслане, в 90-х годах во время Чеченской войны, когда террористы захватили школу, и в ходе операции по освобождению было убито много детей. Интересно, что потом было. Эти женщины, потерявшие детей, оказались как овцы такие. Через некоторое время туда приехал один деятель, который объявил, что воскресит ваших детей. Они ходили за ним как эти толпы за Иисусом. Потом всё как-то так закончилось – то ли этот человек недостаточно денег отстегивал местному МВД, то ли еще что, но, в общем, ему пришлось оттуда уехать, попросили его. Женщины эти, конечно, протестовали, а он потом уже объяснял, что никакого телесного воскрешения не имел в виду, он имел в виду, что эти дети в мыслях этих матерей воскреснут, в общем, извивался всячески. Я это к тому, что люди, оказавшиеся в положении брошенных овец, готовы пойти за кем угодно. Лишь бы этот человек показал и сказал, что он им даст всё, чего хотите.
Но Иисус высказывается как-то очень странно. Говорит о том, что вы страдаете сейчас, вам плохо, но если вы не пассивно страдаете, а боретесь за правду, если вы милосердны к другим, если правда для вас – это главное, и ради этого вы идете на страдания, то, значит, вы счастливы сейчас, вы в Царстве Небесном уже. Понятно, что у публики это вызывало, как сейчас модно говорить, «когнитивный диссонанс», но после того, как Иисус сам себя отдал за правду и за людей, и на кресте уже говорил: «Боже, прости их всех, ибо не ведают, что творят», после этого у учеников как-то стало всё устанавливаться в голове. А про будущее Иисус, в общем, ничего не говорит определенного, и тут для нас есть вопрос на миллион долларов: желаем мы в это неведомое Царство Божие, где Бог так велик, что придется нам раствориться в Нем, желаем мы этого? Или нет – желаем туда попасть, но быть сами по себе, всё правильно делать, чтобы уважали нас, и счастье черпать в этом. Аминь.
Священник Сергей Николенко