18 апреля 2023 — Вторник, Седмица 2-я по Пасхе
Апрель 18, 2023
Деян 4, 1-10; Ин 3, 16-21
Я в это время каждый раз повторяю, что, особенно, для Иоанна евангелиста принять и поверить в то, что Иисус воскрес как Сын Божий, можно только под действием Святого Духа. Конечно, тут возникает вопрос, как отличить реальную веру от деклараций, от того, что я себя уговорил, что я верую и считаю себя христианином на этой основе, считаю, что я нахожусь под действием Святого Духа и прочее. Проверяется всё в жизненных испытаниях. Жизнь – это такая школа веры, если у человека есть намерение свою жизнь использовать таким образом.
Говорилось вначале о том, что есть противоречия между духовной жизнью и сексуальной жизнью. Бла-бла-бла на эту тему сколько угодно можно, но надо иметь в виду, что в Церкви за много веков сложилась монашеская традиция, которая носит кастовый характер. С таким агрессивным самоутверждением, как у ЛГБТ. Это такой чисто психологический, социологический феномен. Другое дело, что когда-то монашество в Церкви занимало место действительно законодательного лидера. Вещь, о которой они очень не любят говорить, и цитата, которую они очень не любят из Нового Завета о том, что у всех апостолов были женщины, сестры-жены (1 Кор 9, 5). Как там оформлены были отношения, я не знаю, об этом информации нет. И апостолы – это как бы особая статья, особая судьба, жизнь, сейчас не буду об этом. Но если говорить о семейной, брачной жизни, которая включает в себя сексуальную жизнь, это такой путь к святости. Бог избрал его для людей, которые могут жить семьей, и для Бога важно, по-видимому, что они идут к Нему в святости как община, возрастая вместе. В скандалах, в переговорах, в примирениях. Научившись вести сексуальную жизнь таким образом, чтобы она не противоречила их духовной жизни, а наоборот поддерживала бы их любовь и бережное отношение друг к другу. Не отношения сексуального использования, а бережное отношение, и сексуальность вполне можно использовать для этого, а не только для рождения детей, как думали в Средние века в западной Церкви. Вопрос другой – что в супружеской жизни люди учатся интегрировать сексуальность в свою личность вдвоем, а человек одинокий должен учиться интегрировать сексуальность в одиночку. Не знаю, что легче, что труднее, но опасности всегда есть. Фигура чудаковатого старого холостяка не случайно есть в литературе, такая архетипическая…
Бог дал человеку тело не для того, чтобы он боролся с ним и старался избавляться от всего телесного. А чтобы человек свое тело любил и старался телесные тенденции и побуждения использовать во благо. Это непросто, этому учиться надо. Когда мы говорим «религиозный фундаментализм», мы имеем в виду человека, у который считает, что он про Бога уже всё знает, и про себя точно знает, что нужно Богу, что ему самому. Это позиция безумная и дьявольская, потому что как Бог – тайна, так и человек – тайна, и будущее его тайна. Понятно, что есть дьявол, который враньем старается всё испортить. Но будущее – это в некотором отношении всегда тайна. Я прекрасно знаю, что не проживу на земле до 150 лет, умру гораздо раньше, но как пройдут эти годы, и каким я буду, что мне откроется, я еще не знаю. Заранее свои поиски прекращать и запрещать себе, это не от Бога и не от Святого Духа. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: семейная пара, фреска в Помпеях, 0к. 65 после Р.Х.