14 января 2024, воскресенье
Январь 14, 2024Кол 3, 4-11; Лк 17, 12-19
Сейчас пока читал, обратил внимание, что между нормальными людьми, иудеями и самарянами, общение было нарушено, но что касается прокаженных, мы видим, что они ходили одной командой, иудеи и самарянин. Когда есть такая беда, которая выбрасывает людей за пределы общества, остальные различия, культурные различия, становятся уже неважными и неинтересными. Эти люди ожидали Мессию или не ожидали, про прокаженных говорить трудно, потому что они особая группа – изгои. Но тоже вопили: «Иисус Наставник, Иисус Учитель, помилуй нас». Признания Его божественных возможностей тут нет, а с другой стороны, вроде есть – «помилуй нас». Как тут сформулировано – не исцели нас, не излечи нас, а помилуй нас. Это всё темно, как темна человеческая вера. Тяжело веру как таковую отделить от мечтаний, от других потребностей, потребностей занять, наконец, такое место в обществе, чтобы было не хуже, чем у других. В более утрированной форме – стремление к власти, к богатству. Ожидание, что никто мне этого дать не может, одна надежда на Бога или какого-то делегата Бога, который мне это даст. Иисуса представляют в роли такого делегата.
Две тысячи лет прошло, Церковь всё старается жить этими событиями из жизни Иисуса, историями, исцелениями, в основном, с чудесами какими-то. Казалось бы, это уже давно должно было потерять свежесть. В общем, оно и потеряло. Это всё обсасывается до такой степени, что в реальность этого персонажа уже плохо верится. Поскольку, как тут говорили уже, реальность другая совсем. Это для меня серьезная вещь, связанная с тем, что человек, стремящийся к созданию картины мира, к познанию мира, догадаться может, даже исходя из научной картины мира, которая сегодня есть. Научной, паранаучной. Есть Слово, должно быть Слово, то есть, источник информации, которая лежит в основе создания материи, развития материи. Когда мы говорим об этом источнике информации, говорить об истории, о времени смысла нет, потому что время – это категория материальная. Вечность представляется отсюда.
Другая вещь – то, что такая сложная информационная структура обладает сознанием, попросту говоря. Исследования мозга, исследования искусственного интеллекта говорят о том, что сознание возникает как функция информационной системы, как то, что помогает этой системе обрабатывать саму себя. Соответственно, должно быть представление об Абсолюте как о личности, как о сверхличности такой. Догадаться до этого всего можно безо всяких евангельских историй, и догадаться, что должны появляться и появлялись люди, которые обладают особенными дарованиями чуткости к этому Слову. К Слову, лежащему в основе мира, и соответственно имеющие власть над материей, чудотворцы. Неважно, что большинство из них не понимает, как это происходит, что это происходит, но люди с такими способностями есть. И так далее… Нетрудно догадаться, что исторический Иисус только один в ряду таких исключительных людей, которые появлялись на протяжении истории, и если Иисус первый из такой породы, то будут еще такие, которые будущим поколениям будут давать еще более яркие свидетельства о том, как «я» связано с миром.
Любовь как основа такого мира, тоже додуматься до этого можно, потому что иначе этот мир не имел бы никакого смысла. Не имел бы самой важной скрепы для существования, говоря современным языком, таких энергоинформационных систем, как люди, животные, растения. Люди обладают личностью, многие млекопитающие тоже личностью обладают, более простые – у них какая-то субличность, с которой ученые только начинают знакомиться. Далее, знания о том, что есть загробное существование, и понятно, что оно должно дифференцироваться в зависимости от того, как человек как сознательная структура вписывается в большую реальность мира. И нетрудно догадаться, что можно пытаться вписываться в видимую реальность, поверхностную, и действительно будет успех. А можно вписываться в глубинную реальность, тогда здесь успеха никакого не будет, на внешнем уровне.
Если из таких соображений исходить, то Евангелия, рассказывающие об Иисусе, это свидетельство ценное, которое помогает в какой-то мере нам установить молитвенную и внутреннюю связь с Богом через личность Иисуса. Августин говорил, достаточно мне Евангелия и все остальные знания ни к чему. Это не так. Можно жить безо всякого Евангелия с философскими и научными познаниями о мире, который ты честно отсеял, сгруппировал, будет то же самое, только молитва моя будет обращаться к Богу через посредников, имена которых я не знаю. На уровне молитвы разберутся. А Евангелие как Евангелие, не сопровождаемое никакими больше познаниями и познавательными усилиями, это набор сказок. И Церковь эти сказки облизывает, облизывает на протяжении тысячелетий. Целая церковная культура есть такая – сказочная. На которую люди с легкостью ловятся. Если в виде формулы говорить, то библейское богословие и библейская антропология должна дополняться философской. Философской и естественно-научной и паранаучной антропологией. Иначе это будет всё дальше разъезжаться с нынешним миром, с нынешним человечеством. Аминь.
Священник Сергей Николенко