Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

31 марта 2024 — Пасха, Светлое Христово Воскресение

Март 31, 2024

Деян 10, 34a. 37-43; Кол 3, 1-4; Ин 20, 1-9

Я сейчас вспомнил, как в молодости меня учили аутотренингу – то есть, медитации расслабления. Директор центра, который нами занимался, говорил, что у человека психика устроена так, что когда стараешься расслабиться и не думать ни о чем, наоборот, ощущаешь возбуждение в руках, ногах, в голову мысли лезут, сердце бьется… Проходишься по телу, успокаиваешься, но ничего не получается. Потом, когда уже нужно выходить из расслабления и переходить к нормальному режиму жизни, это тоже трудно, потому что ощущаешь, что расслаблен весь, тяжелое всё, в голове мыслей никаких нет. Вот примерно так у меня проходят все праздники. Заставить себя ощутить что-то возвышенное я не в состоянии, только потом уже апостериори обнаруживаю, что действительно, что-то хорошее произошло. Бог как-то коснулся.

Текст из Евангелия от Иоанна тоже про это – любимый ученик (подразумевается, что сам Иоанн) увидел пустой гроб и уверовал, ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Это при том, что во всех Евангелиях на протяжении второй половины каждого из них, время от времени Иисус делает пророчество о Страстях, что будут бить, убьют, и что на третий день воскреснет. Мимо ушей. Специально вставлены в Евангелие от Луки сцены, когда ученики в Эммаус идут, встречают неизвестного, который начинает им объяснять произошедшее на основе Писания. Тогда доходит.

Я к тому, что Бог много вещей нам показывает про себя, про свой замысел, но у нас есть какие-то авторитеты, которых придерживаемся, и пока эти авторитеты молчат, мы сами ничего не видим. Думаем, что Бог где-то там, дела Ему до нас нет, занимается своими делами. В православной Церкви есть выражение чуть ли не фундаментальное: обожение. Оно и в западном богословии было и есть, особо им не увлекались просто. Но в восточном христианском богословии обожение означает, что если человек хочет вести такую жизнь, как Иисус Христос и старается так жить, то он становится в точности как Он. Как Иисус божественную сущность, как говорится, имеет, хотя я в этом не понимаю ничего, так и человек, который следует за Ним, становится таким.

Про Воскресение я тоже не понимаю, хотя с божественной сущностью в Евангелии от Иоанна об Иисусе как-то просто написано, что в Нем была жизнь. Не то, что Бог дал Ему жизнь, а в Нем была жизнь. А если жизнь является моим неотъемлемым свойством, то и отнять ее никто не может. Идея такая примерно. С Воскресением для первой Церкви, для ранней Церкви очень важно было, что это телесное Воскресение. Это всячески подчеркивается: показать, что Иисус действительно умер, из сердца, когда его проткнули, кровь и вода истекла, то есть, кровь не двигалась. И эта сцена с пустым гробом, тела нет, а пелены и плат отдельно аккуратно положены. Всё это для того, чтобы показать, что явления Иисуса, которые были потом зафиксированы многими, это не фантом, не призрак, а настоящая личность. Фантом – это другое, когда бес принимает личину другого человека. Другими словами, наша психика так срабатывает, что мы начинаем видеть того, кого хотим, а тут нет. Тут утверждается, что это по-настоящему.

Для меня это совсем не принципиально, воскрес Иисус телом или нет, или ученики спрятали тело и похоронили, потому что тело как материальная оболочка после исхода души – это оболочка, в которой просто нет никого, пустая. Это оболочка может обладать каким-то освящающим действием, примерно как святая вода, но в ней уже никого нет. Личность уходит. То, что Иисус ушел, для меня никак не снижало бы этого явления Воскресения. Для меня гораздо важнее то, что Он являлся и поддерживал учеников и защищал их не просто от отчаяния, а от неверия в то, что мы, люди, Богу действительно интересны всегда. Наверное, это самое главное.

Сейчас да, житейские трудности, у кого-то больше, у кого-то меньше их, но всё проходит. Преходящее. В тысяче километров от нас война идет, доносятся до нас отголоски войны через Крокус, другие вещи, но в целом это достаточно благополучная жизнь. И мы ноем, что трудности не уходят с возрастом, мы не молодеем, стареем, силы уходят, а Бог ничего не делает, чтобы мы не болели, чтобы оставались такими же молодыми и сильными и энтузиастически глупыми, потому что мудрость, приходящую с годами, носить тяжелее всего. И мы ноем, совершенно не видя, с какими огромными усилиями забота Бога вокруг нас осуществляется, и как ангелы прыгают вокруг нас, как ангел-хранитель защищает, хоть мы и противимся этому. Пожалуйста, кому не нравится в терминологии ангелов, можно в других терминах – социальных, психологических, но ангелы точнее отражают происходящее. Чему мы радуемся или чему радоваться заставляет нас этот праздник? По-видимому, тому, что есть возможность идти по пути Иисуса, становиться как Он и передавать и полученную любовь Бога, и заботу Бога дальше. Аминь.

Священник Сергей Николенко

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website