10 ноября 2024, воскресенье — Неделя 20-я по Пятидесятнице
Ноябрь 10, 20242 Кор 11, 31 – 12, 9; Лк 16, 19-31
Хочется, конечно, энергично начать. Типа, говоришь-говоришь одно и то же, а ничего не доходит. Но это эмоционально, значит, плохо говорю… Что за вещь такая благодать? Что это за штука? Благодать — это помощь, которую Бог дает. Чтобы мы могли пребывать в более или менее приличном состоянии. Выражение такое даже есть «состояние благодати». Слыхали. Это такое состояние, при котором есть базовый правильный контакт с миром. С людьми, с неживым миром, с Богом, с самим собой. Благодать — это помощь, которую Бог дает для установления и поддержания этого состояния. Как Он ее дает, через что? Через все каналы восприятия, которые у нас есть. Необязательно сознательные каналы. Может быть, просто какая-то механическая или физическая помощь, что-то меняется, человеку полегче стало, и он уже может довериться Богу.
В молодости я в одном походе превратился в доходягу из-за запущенного заболевания. Маршрут проходил по ненаселенным местам, медицинская помощь была недоступна. Неожиданно встретили группу, в которой был не врач даже, а фельдшер, молодой парень. Он мне закапал, что-то сделал (потом оказалось что болезнь другая совсем, и он не то совсем сделал), но я воспрял сразу. Потому что раньше был такой страх от того, что дохожу и помочь никто не может, а тут квалифицированная помощь, поддержка. Значит я не брошенный, не сирота – сразу стало легче. И хватило сил доехать до Москвы.
Вот пример благодати – вне храма. Может быть, по-другому, у человека каналов всяких много. Услышу по радио фразу, которая запала в душу, и оказалось, что она меня вывела из тупика, в котором находился. Мало ли что. В той мере, в какой это выводит из греховного уныния, из безнадежности, из ощущения своего недостоинства перед Богом. Всё, что так действует, это благодать Божия на самом деле.
В Евхаристии, когда причащаемся, люди считают, что это такая благодать, равных нет. Да это особая благодать, когда мы опять породнились с церковным сообществом, с церковным организмом. Принцип жертвенной любви оживился в нас — это благодать. Если мы слопали это причастие, а любовь не оживилась, то толку нет никакого. Через чувство вины может действовать дьявол, а может Бог давать благодать покаяния, аутентичную.
Работает весь арсенал внутренней жизни — озарения, воспоминания, сны, способность получать информацию от других через эмпатический контакт… Через всё это Бог дает благодать, дает силы ставить голову на место, укрепляет в правильном понимании и прочее. Важно только ловить это, не игнорировать эти вещи.
Сумасшествие приходит через поиск буквальных знаков. Через поиск буквального общения с мертвыми, типа, я его спросил, Он мне ответил. Бога я спросил, Он мне говорит: «ты мне не нужен, мне плевать на тебя, ты плохой». У меня был такой клиент, которому голос говорил это всё время, он считал, что это Бог с ним разговаривает.
Благодать чаще всего действует непрямо (не хватает у меня слов сейчас), она как бы вразумляет и направляет на путь, по которому мы по большому счету понимаем, что по нему надо идти, но что-то помутилось в голове, или страсти какие-то или сил нет просто… Благодать как поддержка Бога, как костыль. Я говорил про каналы — все эти каналы и Бог использует, и дьявол использует, тут нужно разбираться.
Важный канал это взросление. Смерть родителей это такой необходимый, я думаю, этап на пути взросления человека. В хорошем случае это получается как настоящее физическое отделение в любви. Любовь остается, контакт любви остается, но способы выражения другие уже, не те, к которым привыкли. Внимательно надо свой жалкий опыт исследовать, чтобы этот контакт обнаружить и зарегистрировать сообщение. Аутентичные сообщения, которые на самом деле получают от мертвых, это та благодать, которую Бог дает, используя наш контакт с ушедшими. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Фото: Сергей Кочугов, Приморская газета