12 января 2025, воскресенье — Из группы прихода
Январь 12, 2025Мы говорим «жизнь веры», имея в виду, что наша жизнь веры заключается не просто в том, что мы спрашиваем, но получаем конкретные ответы. И я бы даже сказал, что не «вера без дел мертва», а вера без получаемых удачных ответов мертва. Утверждение, что «вера без дел мертва» содержится в послании апостола Иакова, оно имеет смысл только в определенном контексте. Это послание было написано, как реакция на харизматическое движение в ранней Церкви.
Что ж вы на вербальном выражении божественного ответа так зациклились? Мы говорим Иисус Христос – Слово Божие. Но Он же не слово, он человек, он личность человеческая, вот это и есть слово. Любое высказывание Бога, мне кажется уже 1000 раз это повторяю, это нечто новое, что приходит в мир. К лексике это не имеет отношения никакого. Ну, ограниченное. Говорят, Библия – Слово Божие. Никакое это не Слово Божие, это просто кусок бумаги с типографским текстом. А вот, когда я его читаю, во мне, человеке, это вызывает нечто. Вот это и является Словом Божьим.
В общем, если возвращаться к тому, с чего началась наша группа, то по смыслу произошедшая история для А. и есть ответ Бога на ее вопрошания. На вопрошание: почему мне так плохо. И ответ Бога в данном случае прочитывается так: потому что ты зациклилась сама на себе. Но это совершенно не обязательно облекать в какие-то словесные формулировки, это просто то, что человек почувствовал и всё. Жизнь веры для меня на 90% в этих вещах, которые человек почувствовал в происходящем еще до того как сумел сформулировать.
Я про себя могу сказать. Семья святого Лазаря развивалась как движение, народу всё больше и больше было, и перспективные планы какие-то мы писали. А потом у меня заболел голос, и я три года зимой вообще не говорил, летом с трудом. Вся моя деятельность по развитию этого движения просто заглохла. Я это услышал таким образом, что Бог мне сказал: «ты не туда идешь».
Моя вера построена из таких вот кубиков на протяжении жизни. Если говорить о личной вере, вообще в группе в качестве аргумента не говорят: «Церковь учит». На группе это аргумент незаконный, это защита. На группе я говорю о себе только, о своем опыте. Я говорил все время, что формулировку Церкви, что Иисус Бог и человек одновременно, я ее просто не понимаю. И не хочу понимать, не хочу понимания в этих терминах, не считаю понимание в этих терминах плодотворным для себя.
Для меня подходит формулировка, когда Иисус про себя в Евангелиях говорит: «Я путь истина и жизнь». Для меня Иисус это правильный, истинный путь к Богу. Если говорить о моей вере – троичная она или нет, для меня Иисус и Мария имеют равный вес. Мария как она, в частности, зафиксировалась в таких больших явлениях как Фатимское, нешуточных явлениях. Она точно также и путь, и истина, и жизнь, только по-женски. Как женщину замордовали в иудейской культуре, что и слова сказать не давали.
Про Дух – движения Духа я стараюсь им все время следовать. Бывает, что я не знаю, у меня нет решения, что мне сделать сейчас, мой метод – это от своей воли отрешиться, призвать Духа и просто смотреть, куда у меня пошли ноги или за что взялись руки. Про Бога я согласился уже давно, что я Его как-то понять не могу, но за проявлениями Его, за высказывания не в вербальном, конечно, смысле, а в виде актов каких-то, конечно, я очень внимательно прислушиваюсь к ним. Без этого я себе просто жизни не представляю. Вот про мою веру, спасибо.
Священник Сергей Николенко