Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 14 августа 2010 ? Успение Пресвятой Богородицы (Латинский обряд)

Сентябрь 25, 2010

Чтения Торжества Успения Пресвятой Богородицы

У меня сейчас устанавливается связь с прошлым воскресеньем, когда мы о теле говорили: не знаем, как «там» течет время, но каким-то образом оно существует, и вот после смерти человек на какое-то время оказывается в совершенно неестественном состоянии, без тела. Мы знаем, что Господь обещал тело вернуть. И это состояние – страдание, которого человек при жизни не испытывал, оно играет какую-то важную роль в подготовке к встрече человека с Богом. Можно, конечно, говорить, что у человека кроме физического есть и другие тела, но насколько они принадлежат материальному порядку, а насколько – духовному?

А с другой стороны мы знаем, что уже при жизни человеческое тело имеет опыт присутствия в нем божественного.

Церковь к женщинам относится очень положительно. И раз уж в вознесении Христа человеческая природа была вознесена к Богу, то по справедливости надо было, чтобы и женская природа была вознесена на небо и присутствовала там – взятие на небо Пресвятой Богородицы.

Это такой трогательный момент. В евангелии все время находим противопоставление «человеческого» и «женского». И это событие несомненно имеет к этому отношение. В первом чтении мы слышали о ковчеге как месте присутствия Бога. Именно так церковь почитала Богородицу. Ковчег, в котором, несмотря на хрупкость и бренность, божественное чувствует себя как дома. Бог может прийти, поселиться в человеческом теле и родиться. И это навсегда изменило всю историю отношений духа и плоти, души и тела. Больше уже невозможно относиться к телу как к темнице души. И когда какая-то женщина прославляет (неизвестно, какими мотивами движимая) Христа и Его Мать – «блаженно чрево…», Он говорит, что все это ерунда по сравнению с тем, что каждый человек, который слышит Слово Божие и его соблюдает, становится домом, где начинает Бог жить, расти, рождаться на свет. Если так, если это происходит в теле человека (нельзя же сказать, что Бог рождается только в душе): изменяется манера поведения, облик, а иногда, как знаем, изменяется так, что начинается сияние, огонь и прочие светомузыкальные эффекты. И для нас это залог, что наше тело к нам вернется, что побывав в этом теле при нашей жизни, Бог это наше тело Своим присутствием освятил, и это обещание того, что это тело нам будет возвращено, не «это» в буквальном смысле и вместе с тем – это. Не чужое, невообразимым образом другое и вместе с тем родное, в котором нам удобно жить, не что-то чужеродное.

И сопровождая взглядом Богородицу, которая, как Ее любили рисовать все эти замечательные художники, в прозрачных развевающихся одеждах восходит на небо, душа и сердце радуется, что и мне самому, какой я есть, мне целиком, человеку, состоящему из души, тела и чего-то еще, — всему этому есть место в мире, ничто не будет выброшено.

У меня все время тут борьба, и грустно, когда встречаю такие грубые материалистические представления о воскресении – будет такая же жизнь, только лучше. В гости ходить будем. Понятно, что тут искренняя надежда: что недополучил в этом мире, будет восполнено. И больно от этого приземления божественного, граничащего с каким-то святотатством. А вместе с тем в этом есть правда: те потребности, радости, чувства, которые сейчас я переживаю, они уже причастны вечности. Ведь Бог уже присутствует во мне, а причащаясь, мы соединяемся друг с другом и с Ним вместе, в том числе, и на телесном уровне. Ведь это и означает Один Хлеб для всех.

Помолимся.

© Священник Кирилл Горбунов 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.