Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15 января — Неделя 31-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением (Византийский обряд)

Январь 25, 2012

Чтения: Апостол, Евангелие

В следующий четверг будет праздник Крещения Господня, мы по обыкновению будем отмечать его в воскресение. Это один из центральных праздников рождественского цикла, и в это воскресение в литургии Слова вводится фигура Иоанна Крестителя: важная фигура в евангельской истории, без него не получается никак. Это довольно странно, потому что с тех пор два тысячелетия уже прошло, и в истории человечества, в нашей истории были великие люди, величайшие и святые, а мы все возвращаемся каждый год по нескольку раз к этому человеку, Иоанну Крестителю. Человеку из глухой провинции, малообразованному. Здесь описывается его одежда, одежда пастуха, этим подчеркивается, что он человек простой, не книжный, человек, проводивший большую часть жизни на свежем воздухе в общении со стадом.

Тем не менее, когда библеисты анализируют проповедь Иоанна Крестителя, эта проповедь, оказывается, содержит элементы учения, секты ессеев, — об этой секте стало известно сравнительно недавно, лет 60 назад. Это была группа людей, ведущих аскетическую и мистическую жизнь. У них очень сильным и, может быть, нехарактерным для той эпохи в Израиле, было ожидание пришествия мессии, причем двух мессий. Им казалось, что один спаситель должен прийти как политический вождь Израиля, как бы администратор от Бога. И вторая фигура — это духовный вождь, порождение Бога, который одержит победу над сыном дьявола, над сыном темных сил. И вот это порождение темных сил на земле, по их мысли, представлялось как опасная ядовитая змея, ехидна. Сын Божий должен был эту змею победить. Точно их верования сейчас установить не так легко, но примерно так было. У них не укладывалось в голове, что спаситель или обещанный царь — спаситель Израиля, а следовательно и всего мира, — что в обоих этих планах, и на политическом и духовном, это может быть один и тот же человек.

Это предупреждение для нас, что очень трудно от политики, от политической деятельности ожидать той чистоты, которая в интересах Бога. Тут, конечно, немного преувеличено, как обычно в восточных писаниях, когда говорится, что выходила к нему вся страна Иудейская и крестились от него все в Иордане, исповедуя грехи свои. Конечно, не все, и конечно, это было сравнительно мало людей, количество, исчисляющееся тысячами, не десятками тысяч, не сотнями. Но популярность Иоанна в народе была очень большой, хотя крестились крещением покаяния не так уж много людей, по-видимому. Движение покаяния и было подготовкой людей к приходу ожидаемого мессии-спасителя, которое представлялось по учению ессеев гораздо более пугающим, чем учила официальная иудейская церковь. Иоанн Креститель, как мы в Евангелиях читаем, учил и проповедовал, что мир настолько испорчен, и люди в себе настолько испорчены, что Богу придется уничтожить всех и начать все заново. Праведников лишь какие-то единицы. Это была проповедь очень зловещая и пугающая, но мы знаем, что таких зловещих проповедников много, и сейчас политологи такие зловещие есть, которые пророчествуют, что все разрушится, Россия через несколько лет развалится, мировая экономическая система рухнет, новый кризис, конец всему. Это такая драматизация, и люди нормально это все в пол-уха слушают, потому что понимают, что на самом деле все как-то Бог на тормозах спустит. А вот эта проповедь Иоанна Крестителя людей задевала сильно и задевала чувство реальности, — то, что сила греха, сила испорченности человека, и неспособность все как-то искренне, честно и как следует делать исключительно большая. Крещение покаяния — это была не гарантия того, что отныне человек будет праведный, Бог его будет рассматривать как праведника, и уничтожение мира этого человека не коснется. Это не гарантия была, это была такая просьба, вопль к Богу в виде действия. Я отказываюсь, пытаюсь отказаться от моих грехов, и прошу Тебя, омой меня, Боже. Только просьба. Важно для этих евангелистов, которые составляли Евангелие, и для христиан того времени, что именно в ответ на эту просьбу вдруг и появился такой человек Иисус, которому удавалось действие, которое только Бог может сделать – простить человеку его грехи.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website