Проповедь 4 марта 2012 — 1-я Неделя Великого поста (Византийский обряд)
Март 4, 2012Евр 11,24-26; 32-12,2; Ин 1, 43-51
Первое воскресенье Поста – сегодня у нас будет литургия Василия Великого, более пространная, чем литургия Иоанна Златоуста. Давайте посмотрим, что сегодня в литургии Слова, и почему люди, которые составляли литургию Слова, на сегодня выбрали такие тексты.
Евангельский текст понятен, это начало служения Иисуса после Крещения в Иордане. Иисус находит первых учеников, будущих апостолов. Это люди по иудейским понятиям достаточно культурные и развитые, я имею в виду Филиппа и Нафанаила, или как иначе его в Евангелиях называют, Варфоломея. Увидев события, связанные с крещением Иисуса, они разговаривают между собой о том, что, по-видимому, это обещанный Израилю Мессия, царь-спаситель, о котором писали пророки, начиная с Моисея. Нафанаил, конечно, сомневается, потому что Галилея – это провинция, и там даже людей, как следует знающих Писание, по его мнению, нет. Как нормальный иудей, он полагает, что Мессия должен появиться поближе к храму, где пребывает Бог. Но важно, чем закончился их спор, мы видим – важно, что Иисуса они ожидают как человека, о котором писали пророки.
Это всё очень далеко от нас – и по времени, и по культуре, и по событиям. Эти люди, эти пророки были героями иудейского народа. В первом Чтении из послания к Евреям мы читаем описания их подвигов, как они были гонимы и скитались, и совершали чудеса, и оживляли умерших, и были за это подвергаемы пыткам, мучительной смерти. Но все равно это история очень маленького народа, который очень далеко от нас. Может быть, главный вопрос, который современные люди в Европе и в России себе задают – мы предполагаем, что Бог есть. Догадаться, додуматься до этого не так сложно, что есть сила, находящаяся за пределами видимого мира. Но почему для того, чтобы обращаться с этой силой, чтобы взаимодействовать с ней, нам нужен этот человек Иисус, который жил 2000 лет назад и вышел из этого маленького народа. Что Он, собственно, сделал за свою жизнь? Исцелил более или менее значительное количество людей? Кашпировский исцелил больше людей, разъезжая по городам и выступая по телевизору. Возможно, некоторые из этих исцеленных живы и по сей день. Царства Иисус никакого не создал. Мы знаем в истории великих царей, которые созидали великие империи, от которых большое наследие осталось до сих пор. Иисус ничего этого не сделал.
Мы говорим о вере Моисея, который тут упомянут. Но у Моисея была странная вера, по нашим понятиям. Бог ему открылся как сила его народа. Племенная сила, родовая. Сила, которая заботится о сохранении этого народа. Это совсем не тот Бог-Творец неба, земли, космоса, Искупитель. Это просто сила для Моисея – личностная сила, способная к разговору с ним. У самого Иисуса опыт Бога другой, чем у Моисея, чем у пророков. Чем-то похожий, но чем-то и очень другой. Иисусу нужно передать этот опыт Бога, свой опыт Бога, то, что мы называем новым откровением, Новым Заветом. Передать это ученикам. Через учеников человечеству. Это задача не только для Иисуса, но задача для нас тоже. Если мы видим в Иисусе что-то совершенно необычное, чего никогда не было в человеческой истории и чего не существует по сей день, тогда у нас будут основания двигаться к Богу через Иисуса, через личность Иисуса. Если нет, тогда это христианство все бла-бла-бла. Тогда мы просто верующие, нецерковные люди. Ходить в Церковь чем-то приятно, обстановка, располагающая к молитве, но Христос для нас тогда это просто лишнее, придуманное звено на нашем пути к Богу.
И вот евангелист Иоанн начинает показывать, как Иисус открывается, как Иисус начинает открываться ученикам в меру того, что они способны понять на тот момент. Да, Он говорит Нафанаилу о том, что видел его под смоковницей. Да, это производит впечатление, но Иисус добавляет другую вещь: он говорит этому Нафанаилу как специалисту по Писанию, по религиозной истории Израиля, что отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих двигающихся вверх и вниз ко мне, к Сыну Человеческому. Он имеет в виду важный для иудеев эпизод из Пятикнижия, когда Иаков, один из патриархов, видит сон с лестницей, которая поднимается в небо, конца не видно. И вот по этой лестнице ангелы поднимаются и опускаются. Бог или тот, кого Иаков называл Богом, голос некоей силы, говорит ему, что Я благословляю тебя и народ, который от тебя произойдет. Это будет Мой народ, и земля, на которой ты стоишь, поэтому есть земля святая, принадлежащая Мне.
Вот, что должно последовать, по мнению Иисуса. Он не просто будет делать какие-то фокусы с исцелениями, а Он откроет небо, откроет окно в небесный, невидимый мир. И тут я бессилен продолжать, потому что тот, у кого есть опыт не видения, а взаимодействия с этим невидимым миром через Иисуса, тому объяснять нечего. А у кого такого опыта нет, словами не объяснишь, это нужно получить. Вот Великий Пост, когда мы идем сравнительно короткое время, несколько недель по пути Иисуса от его крещения до смерти на кресте и Воскресения, это возможность тем, у кого такого опыта нет, получить.
© Священник Сергей Николенко 2012