Проповедь 18 ноября 2012 — Неделя 25-я по Пятидесятнице (Византийский обряд)
Январь 14, 2013Еф 2, 14-22; Лк 8, 41-56
История двойная – дочь Иаира и эта женщина с кровотечением. Лука это все описывает профессионально с критическим отношением к людям своей профессии, говоря, что эта женщина двенадцать лет лечилась, и врачи вытянули все деньги, которые у нее были, так и не вылечили. У медицины во все времена такое лицо есть, так что это вечная история, и вот этой официальной медицине Лука противопоставляет настоящего врача. Но Иисус к этой женщине, очевидно не юной, все равно обращается не как доктор, Он говорит ей «Дочь», это отцовское отношение, не медицинское. И это один из признаков, которые показывают нам, что Бог исцеляет человека целиком, не симптомы, на которые человек жалуется, и даже эти симптомы могли бы остаться и кровотечение могло бы остаться, но Бог исцеляет более важные вещи, которые оказались поломаны в человеке. Это и называется спасением. Он говорит этой женщине – «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». А началось все не с того, что она прикоснулась к Иисусу, все началось с того, что она пробилась через толпу, преодолевая, прежде всего, стыд и страх, которые ее сковывали. Потому что кровотечение в иудаизме, в иудейском обществе считалось нечистой болезнью, оно ничем не отличалось по ритуальной нечистоте от проказы. И эта женщина вообще не имела права находиться в скоплении честных иудеев. Тем не менее она это все преодолела. И внутренние вещи, которые ее сковывали, и внешние препятствия.
На Втором Ватиканском соборе одна из главных дискуссий была по поводу харизматической молитвы. Харизматическое движение появилось в начале ХХ века из харизматических ветвей иудаизма, попросту говоря из-под Одессы, хасиды, и потом с еврейской эмиграцией попало в Америку, и там распространилось уже в протестантской среде. А оттуда попало и к католикам. Харизматические движения к моменту Второго Ватиканского собора были уже довольно мощными в католической Церкви, были группы, которые потом получили название «Обновления в Святом Духе», но были и другие католические движения, использовавшие харизматическую молитву как один из инструментов или элементов своей духовности. Что такое харизматическая молитва? Это молитва, которая почти сразу же или сразу же приносит плоды. Идея заключается в том, чтобы постараться раскрыться действию Святого Духа, попросту говоря, расслабиться – расслабиться не только телом, но и внутренне. Примерно так, как эта женщина преодолела страх и стыд. Она перешагнула грань, которая ее сковывала, подошла к Богу и попросила об исцелении. Харизматическая молитва работает — то, что называют моментом крещения в Святом Духе или моментом обновления в Святом Духе, это и бывает момент инициации или посвящения в молитву, когда человеку удается как бы поймать это состояние открытости. Поймать, в общем, не по своей воле, это не техника какая-то. Приходится одновременно просить Бога, чтобы Он меня открыл на свои действия.
Это довольно опасная вещь, потому что если человек приучается так внутренне открываться, то открывается на действие всех духов, которые летают по комнате, которых не успели переловить. То есть такие, казалось бы, небольшие наши нечестности в состоянии открытости разрастаются в слонов. И открывают дорогу для того, чтобы другие силы получили над нами власть и тоже бы производили действия. И среди этих действий и исцеления тоже могут быть. Но это исцеления другие, по другому принципу построенные. Это исцеления именно внешних симптомов заболевания человека, а не внутренних исцелений. Подлинное исцеление действует наоборот, изнутри наружу.
Большая дискуссия на соборе была по поводу этой молитвы, и по поводу общинных движений, в которых в совместной молитве эти вещи получались – пророчества, исцеления. И это казалось проявлением настоящей Церкви, той Церкви, которая описана в Деяниях Апостолов. Казалось, что это Пятидесятница. А в храмах, где поют по бумажке, где молитвы читаются по бумажке, это представлялось все таким скучным, заорганизованным. И главный вопрос возникал с руководством Церкви, со священниками, с епископами. Они назначены или они действительно получают дар Духа для того, чтобы действовать как священники, как епископы, как папа глава Церкви? Епископы на соборе согласились, что у них есть необходимые дары Святого Духа.
И, соответственно, в документах собора это было отмечено, и они постарались выработать критерий настоящей молитвы. В документах собора они ничего не пишут о том, как надо молиться. В какую позу становиться, нужны иконы, не нужны иконы, какое должно быть внутреннее расположение в молитве. Ничего этого нет. Ни одного слова. Говорится только об одном – что молитва должна служить апостольству. Служить людям. Плоды в молитве нельзя искать для себя. Плоды должны быть направлены и предназначены для других. Я документы собора недавно изучал на эту тему, прикидывал и так и эдак, в общем, действительно, лучше не скажешь. И последняя вещь, которую я скажу, которая вытекает из всего этого, – служение, которое вытекает из такой молитвы освобождения, тоже является свободой. Это не зажатая такая, не вымороченная вещь, что служить ближнему нужно потому, что так положено, потому что все так делают, так в Церкви говорят. Потребность в любви должна быть. Архитектура тут такая, что священнику приходится быть лицом к людям, соответственно, вам смотреть на достаточно интимные моменты, когда я молюсь, а я смотрю, как вы молитесь. Такое общение, в котором молиться на виду друг у друга, это значит принимать с любовью как Бог молится в каждом из нас. Для этой молитвы нужна большая степень раскрепощенности и свободы, чем когда мы молимся, отвернувшись от всех и уставившись в одну точку. Поэтому я доволен тем, что так у нас сейчас волей судьбы произошло. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2012