Проповедь 26 сентября 2013 — Четверг 25 рядовой недели (латинский обряд)
Октябрь 2, 2013Сейчас мы прочли, как Аггей очертил ситуацию этого периода, когда переселенцы вернулись, соединились с людьми, которые уже живут в Палестине, и озабочены проблемами благоустройства жизни, строят дома, украшают их, все такое. Пророк обращает внимание на то, что все эти труды оказываются бесплодными. Желаемые цели не достигаются. Жить так же плохо, так же противно, как и было до этого. Выход в создании нормального центра жизни, храма. Мы видели, как происходило строительство этого храма, в книгах Ездры и Неемии. С трудами кое-как построили, с энтузиазмом опять обновили завет. Веры много, решимости много. Порвать со смешанными браками, с иноплеменниками, отгородиться от них, соблюдать субботу. Подавать десятину на храм, на левитов, на все это. Договорились, подписали, разделили ответственность кому что делать. Какое-то время прошло, все развалилось. Ни священники не соблюдают своих обязательств, ни аристократы, ни народ, никто. Левиты разбежались по своим полям, потому что денег им не дает никто, десятину не дают. Опять эти смешанные браки. Суббота не соблюдается, торгуют в субботу. Представитель президента по Палестине Неемия приехал опять, навел порядок, — насколько этого порядка хватило, непонятно.
В., ты справедливо сказала, что постепенно был заложен фундамент такого теократического в значительной мере государства, в котором в конце концов Иисус пришел. Да, но больше 400 лет прошло. Эти видимые успехи, видимые неудачи, провалы по большому счету имеют мало значения – и то, и другое. Нужно делать. Нужно делать, потому что не только внешние дела зависят от внутреннего состояния человека, но и обратная связь тоже есть. Духовное состояние сильно зависит от хода внешних дел. И опять-таки, вроде сильно зависит, а вроде и не сильно.
Как Иисус говорил в предыдущем Евангелии: Если семь раз в день человек согрешит против тебя и семь раз покается, все равно каждый раз ему прости. Так видит Бог. Нам очень тяжело это делать, потому что одно и то же, одно и то же, ощущение, что человек как помело, доверять такому человеку нельзя. Но Бог доверяет именно такому человеку. И Бог имеет дело именно с таким человеком. И вот наша задача научиться на человека смотреть глазами Бога – и опять ты, В., правильно сформулировала насчет апофатической антропологии.
Действительно, если мы смотрим на человека глазами Бога, стараемся смотреть на человека глазами Бога, имея все же глаза человека, мы видим, что человек — это такая непознаваемая тайна. И не пробьешься ни к смыслу жизни человека, ни к цели его. Ни к тому, что такое вечная жизнь. Мы знаем только такую простую вещь, о которой я сказал выше, — что Бог доверяет именно такому человеку, переменчивому, бессильному перед грехом. Иисус понадеялся на таких людей, избрал их себе в друзья. И вот Он показал свою верность им, а они уже после Его смерти показали, что в них есть настоящая верность Ему. Но это верность в человеческом представлении, все время проходящая через ошибки. Например, апостол Павел про Петра говорил, что тот пресмыкается перед иудео-христианами, ставя закон как бы выше благодати Христа. Пресмыкался, но в конце концов и отдал жизнь за того же Христа. Так что давайте на себя и вообще на людей, которые стараются, смотреть с надеждой. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2013