14 апреля 2019 — Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим (латинский обряд)
Апрель 14, 2019Сегодня, с одной стороны, день святого Лазаря, то есть вчерашнюю Лазареву субботу мы отмечаем, с другой стороны, этот сюжет настолько переплетен с пасхальной тайной, что текстов, которые мы прочли, вполне могло бы хватить на всю Страстную неделю. На что я обращаю внимание – здесь переплетена человеческая слабость и то, как человек пасует перед лицом смерти по-человечески, но есть и Божественная сила и Божественная правда, которая эту человеческую слабость имеет возможность перебороть. Если сам человек этого хочет.
Сестры Лазаря упрекают Иисуса как виновного в том, что умер их брат, и эти упреки подразумевают, что они верят в Его силу, в Его нечеловеческую силу. И сам Иисус вроде знает, что Бог всегда Его слышит, но, подходя к гробу Лазаря, как, по-видимому, запомнилось евангелисту, скорбит внутренне и плачет. Тоже такая совершенная непоследовательность. Уж если знаешь, что всё в порядке, то что же плакать? Из всего этого соткана человеческая жизнь. Тот же народ, который сегодня бросает под ноги Иисуса пальмовые листья, через несколько дней будет кричать «Распни Его, распни» с тем же напором.
Собственно, народ обвиняет Иисуса так же, как и сестры Лазаря. В том, что Он не вытянул на Бога: Он обещал, показывал знаки, но обманул их обещания, оказался бессильным узником, личностью, приговоренной к казни, которая вызывает и отвращение, и жалость. Но тут она вызывает ненависть, потому что Он обманщик. Тем не менее, я думаю, этот эпизод, когда они встречали Иисуса, был важен для них, для их будущего, потому что как-то прозвучало в голове и в сердцах то, что пришел Бог. Пришел Мессия, освободитель. Потом всё то же самое происходит с Петром, и прочее. Вся история Церкви и история каждого из нас такая же. Проявление человеческой слабости, доходящей до предательства. В этот момент Бог начинает действовать через те же человеческие механизмы – через совесть, через чувство вины, с особой силой вызывая покаяние и укрепляя нашу природу. Неровно всё идет, негладко.
Поэтому на нападения и на нас самих, и на близких нам людей, и на людей, на которых мы рассчитываем, можно не смотреть с отвержением, сверхкритично. Есть возможность для проявления силы Божьей, и есть возможность, чтобы всё стояло на месте. В этих нескольких картинках, в нескольких сценах из этих Чтений мы видим, как осуществляются искупительные страдания. Иисус еще не на кресте, но все элементы есть, и Его знание о том, что это будет, и заговор против Него, и эти сформировавшиеся силы: Иисус и ученики Его, с одной стороны, священники и фарисеи с другой, и народ — такая пассивная сила, которую можно зажечь и легко сманипулировать, но в то же время этот народ ничем не отличается от учеников Иисуса. Когда все три силы присутствуют одновременно, мы уже видим, как происходит историческое событие, мета-историческое. Но об этом можно говорить еще долго, смысла нет сейчас. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Джеймс Тиссо (1836-1902), Вход Иисуса в Иерусалим
