Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

19 мая 2024, воскресенье — Неделя жен-мироносиц

Май 19, 2024

Paul-2

Ис 43, 9-14а; Мк 15,43-16,8

Так живо изложена эта история у Марка, что я прямо представил, как женщины припустили от гроба со всех ног. История, конечно, представляется правдивой: они так испугались, что промолчали. Естественная реакция на необычное видение, вдруг накажут… Святость и несвятость все время переплетаются в человеке. Отделить трудно. Святость от человеческих недостатков или пороков даже. Нет, недостатков, конечно – пороки это другое. Пороки это все-таки когда дьявол угнездился в человеке и окопался как следует.

Сегодня наши братья по разуму празднуют Пятидесятницу. На мой взгляд, Пятидесятница не то чтобы неважный праздник, но теологическая база его понятна, а историческая база очень сомнительна. То, что у Луки тщательно прописано с соблюдением всех ветхозаветных канонов, на историческую реальность претендовать никак не может. Зато закончили читать на мессах книгу Деяний апостолов и Евангелие от Иоанна, то, что читалось в пасхальный период.

Концовка Деяний апостолов меня, по крайней мере, поражает всегда: Павла после промежуточных судов отконвоировали в Рим на суд к кесарю, и он созвал знатнейших из иудеев, живущих в Риме, и они все пришли! К кому они пришли? К религиозному преступнику, которого иерусалимские иудеи однозначно не разорвали на части только потому, что он был римским гражданином. А так и камнями его побивали несколько раз. Я уже говорил, что Павел этих римских иудеев поставил в напряженное положение. С одной стороны, для них Павел – это фигура, которую принимали и римские сановники, и иудейские власти, сам четверовластник его принимал. С другой стороны – преступник. Павел тут сыграл на противоречиях между иудеями в Иерусалиме и иудеями в Риме, которые там прижились, хорошо устроились, всё у них есть уже – у «знатнейших из иудеев». Им портить отношения с властями из-за какого-то Павла ни для чего не нужно. Сманипулировал. Предметом манипуляции могут быть очень благородные вещи, и весть о Спасителе, об Иисусе тоже. Но механизм манипуляции всегда построен на том, что реальное обращение идет к низменным чувствам людей.

Я вчера обращал внимание на то, что Иисуса воскресшего, пока Он еще не воскрес, невозможно было представить в такой ситуации как Павла, что Он созвал специально знатнейших иудеев. Иисус просто ходил. Его приглашали в богатый дом, шел туда, приглашали в бедный – шел туда. Для Него все одинаковы были, политикой Он не занимался. У Него была одна политика – показать человеку, что у него на самом деле находится в сердце. Он людей не разделял, а как бы заставлял человека разделиться внутри себя. И увидеть это разделение. Наша беда и большинства людей, может быть, состоит в том, что мы живем по ситуации, реагируем как отреагировалось, а разделения мотивов на идущие от Духа и идущие от дьявола, от слабости своей, не делаем.

Иисус ведь Церкви как организации не создал никакой, у Него просто ученики были. Апостолы как посланцы,  символические фигуры, они ничем не отличались от других учеников по сути дела. И были нормальные миряне, как бы мы сказали сейчас. А Павел по-другому – большой политик, начал создавать организацию, поставил епископов, чтобы они назначали пресвитеров. В иудейской традиции пресвитер был просто наиболее уважаемый человек в семье, в общине. Павел поставил этих пацанов Тимофея и Тита, энергичных, бодрых, у которых работоспособность была большая. А как у них с духовным опытом было и с человеческим опытом, со зрелостью, это вопрос. У Павла харизма своя была: и проповедник, и богослов, но он другой, чем Иисус. Когда мы на святых людей смотрим, всегда надо смотреть, чем они похожи на Иисуса и чем не похожи. Иисус, я имею в виду, по крайней мере такой, как Он в Евангелиях изображен. В Евангелиях Он все-таки пропущен через духовный опыт тогдашней Церкви, не такой маленький.

Конечно, есть вопрос о том, как эта Церковь развивалась, принимая на себя организационные принципы, организационную структуру Римской империи, насколько это было хорошо и правильно, и в какой мере был принципиальный отход от той общины, которая была у Иисуса, и которая осталась после Его смерти в Палестине. Я думаю, это скорее вопрос о том, что когда Бог действует в нашем испорченном мире, Его действия всегда оказываются несовершенными. Конечно, несовершенства в Церкви — это то, что ранит сильнее всего. У меня благодарность большая к евангелистам, к Евангелию от Марка, что так реалистично изобразили поведение этих женщин. Женщин, сознающих свое бесправие в обществе мужчин, в обществе апостолов, несмотря на то, что Иисус в Евангелиях все время показывал противоположное. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website