Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 июня 2024, воскресенье — Неделя 7-я по Пасхе

Июнь 16, 2024

Снимок-экрана-2024-06-18-в-12.51.49

Деян 20, 16-18. 28-36; Ин 17, 1-13

Этот евангельский текст медитативный. Когда читаешь такое многократное повторение одного и того же, суть сводится к тому, что мы едины. Иисус говорит «мы едины – вы, Я и Бог, Отец Мой». Это повторяется в разных вариациях. Вопрос, какое воздействие это производит на нас, читающих. Обычно в бодрствовании, в обыденном состоянии сознания нас все время раздирает то одна забота, то другая, одно желание, другое желание. Сознание мечется по голове, так сказать, по разным участкам головы, остановиться ни на чем не может, ясности нет, понимания нет. Что происходит, у кого спросить?

Я всегда вспоминаю, как мне рассказывали – сам я не был – в 70-х годах зачуханная московская интеллигенция из прихода отца Александра Меня, они ездили в Литву в монастырь к отцу Станиславу Добровольскису, францисканцу. Как рассказывали, они взмыленные приезжали, и первым делом к нему: «мне нужно с вами поговорить, у меня очень серьезные вопросы». Он никогда не разговаривал, говорил «вы поживите тут недельку, потом поговорим». Человек проводил это время по возможности погруженным в нормальный ритм. Лес, мессы в церкви, спокойная атмосфера. И через неделю человек ощущал, что у него из тех вопросов, которые были, просто ничего не осталось. Почему? Потому что раздерганность сознания ушла. Появилась способность сосредоточиться на чем-то одном. Ясность соответственно в отношении своей жизни, и прочее…

Это к вопросу, чем отличается молитва от созерцания. Тут терминология разная есть, считается, что созерцание — это тоже такая молитва, но как правило, под молитвой подразумевается, когда человеку что-то нужно. Мне нужно или я молюсь о другом человеке, которому что-то нужно, например, он болен, и я считаю, что он должен выздороветь. Как такая молитва происходит? Мы этого человека представляем, чем яснее мы его представляем, тем лучше получается молитва за него. Попросту говоря, это не молитва, это процесс перекачки энергии. За счет своей энергии я концентрируюсь на этом человеке, она передается, и у этого человека может просто увеличиться электрический потенциал мозга, возникает эта самая ясность, которой он не имел в своем астеническом состоянии. Исцеления точно так же. И проклятие по тому же принципу действует. Мы представляем этого человека и хотим его разрушить. Эмоцию нашей ненависти к нему вкладываем в мысленный образ человека, и ему становится хуже.

Другое дело, интересно, как я восполняю собственную энергию после того, как отдал ее. Как я ее восполняю, из каких источников? Дает ли Бог эту энергию, или такая бесноватая сила, которая дает лишь иллюзию энергии, а на самом деле отнимает ее. Это всё не так просто, и для того, чтобы это всё как-то ощущать в себе, эти циклы, нужно иметь опыт. Опыт молитвы. В парапсихологии иногда называют молитвой, когда человек привлекает в помощь имя Иисуса Христа, но в принципе они это всё делают на вполне природном уровне, Бога не трогают. Дело техники и природных способностей. Харизматики, какая-нибудь католическая Кана Галилейская, протестанты практикуют молитвы с возложением рук. Чаще всего идет именно простая перекачка, в результате которой человеку дается то, о чем он просит, на чем сосредоточились люди, которые молятся за него. Но надолго этого не хватает, потому что человек устроен как дырявое ведро. В него сколько энергии ни наливай, на следующий день уже ничего не будет. То, что мы называем духовной работой, это именно шпаклевать и устранять эти дыры. Покаяние как главный способ, когда я отказываюсь от собственных попыток, прошу Бога – сделай со мной то, что Ты хочешь. Не то, что мне надо, и то, что я считаю, что мне надо – а сделай со мной что Ты хочешь. Это уже ближе к созерцательной молитве.

Если грубо говорить, созерцательная молитва – это когда мне ничего не нужно, кроме самого Бога. Я сам себе не нужен. А важен только Бог. И когда Он занимает сознание молящегося, тогда действительно происходят вещи, принципиально непредсказуемые. Или никакие не происходят, это неважно. Для человека, познавшего созерцание, оно становится исключительно важным. Но всё время в созерцании пребывать нельзя, потому что жизнь идет, другие задачи, другие люди, всё меняется. Возникает нужда в конкретной молитве, в направленной персонально.

Я вижу, что люди, которые как им кажется, занимаются харизматической молитвой, чаще всего просто не очищены. И это не молитва даров Духа, а именно перекачка энергии. После чего человек удовлетворен, ведь он старался, помолился, на кого-то возложил руки. После этого возвращается домой и дальше начинаются все грехи. Депрессия, ложь, прелюбодеяние, алкоголь, и прочее. Потому что ему плохо, у него энергии нет, а как с этим быть, как получить ее от Бога, он просто не знает. Не очищен. Так вот мы живем…

Зато кайфа полно от богослужений, от пребывания в толпе молящихся, когда люди друг друга подпитывают энергией. Интересно Евангелия почитать, там видно, что люди, которые выступали учителями при составлении Евангелий, понимали эту вещь, и они отделяют молитву, когда Иисуса используют просто как источник энергии: женщина, которая подошла к нему в толпе, ухватилась за край одежды и исцелилась от кровотечения. Иисус озирается, энергия ушла, в кого ушла, он не видит… Но то, что мы сегодня читаем, это другое совсем. Единство с Богом, растворение в Нем… Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Антонио Ариас Фернандес, Иисус принимает мир из рук Отца, 1657 (фрагмент)

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website