15 октября 2024 — Вторник 28 рядовой недели
Октябрь 15, 2024Гал 5, 1-6; Лк 11, 37-41
Сейчас времена перемен, как китайцы говорят. Я думал о больших процессах, происходящих в мире. От затрагивания этих тем впадают в тоску наши девушки. Первая вещь это то, что все время нам вдалбливали и вдалбливают, что мир спасен был в течение последних шестидесяти лет от мировой войны только благодаря существованию ядерного оружия, оружия сдерживания. Такие все время сейчас слышно стенания, как было хорошо во время холодной войны, когда были правила, были границы приличий, которые нельзя было нарушать, а сейчас ничего этого нет, в мире творится полный беспредел и прочее… Люди, которые так говорят, по-видимому, не сознают самой порочности идеи мира, основанного на взаимном страхе. На страхе собственного уничтожения.
Когда мы говорим о грехе, о грехе первых людей, в этой антропологической катастрофе, выделяется то, что нарушаются равноправные отношения между мужчиной и женщиной. Написано, что Адам будет господствовать над Евой, женщина будет в боли рожать детей, подчиняться мужу по своей животной природе и так далее. И все будут бояться Бога, заискивать перед ним и стараться Его обмануть, потому что Он сильнее всех. Для меня это суть греховности. Когда мы проецируем это на созависимость, мы говорим о неспособности человека устанавливать равные отношения с другими. Человек может или доминировать, или подчиняться. Эта так называемая восточная сервильность.
Точно так же большие человеческие образования, государства оказываются неспособны к равным отношениям – могут или доминировать, или подчиняться. Поэтому в созависимом коллективе или сообществе, если один выделяется возможностями, ресурсами, то остальные стараются его как-то поставить на место, чтобы он был как все, потому что понимают, что он будет использовать свое превосходство им во вред. Это всё мы сейчас видим в мировой политике. То, что происходит на европейском континенте, связано с рудиментарным страхом перед Россией, что она в Европе наберет такую силу, что будет мешать остальным. Это традиционный страх, он насчитывает много веков с тех пор, когда еще не было США и в помине, и Китай сидел за горами, за китайской стеной, неслышно. Русофобия исторически берет начало оттуда. А метафизически из греховности.
Война между Россией и Украиной, кому она выгодна? На виду те, кто наживаются на ней – на военных поставках, махинациях. Но есть масса сил в мире, не вовлеченных прямо в эту войну, которые имеют от этого выгоду, которые поднялись и поднимаются на этой войне. Такая, например, далекая страна как Индия, у которой товарооборот и процветание зависит от новых торговых путей, которые проходят через нее. Много стран выигрывает таким образом, причем этот выигрыш в последние годы такой, который предугадать было невозможно, он идет за счет разрушения старого порядка. А кто проигрывает – Европа проигрывает, Россия проигрывает. Больше всего проигрывает Украина, которую сделали детонатором в этой войне. Это всё очень плохо, но тот факт, что открываются новые возможности, пусть для греховного процветания каких-то стран, сам факт того, что открываются новые возможности, непредсказуемые, внушает оптимизм. Надежду на то, что и новые пути Божии будут возникать, новые пути благодати. Сейчас этап, когда невозможно различить эти пути благодати. В отличие от зла, благодать всегда скрыта. Она становится видной уже апостериори. Надежда у меня есть, что и на Земле может быть что-то хорошее. Аминь.
Священник Сергей Николенко