1 апреля 2025, вторник — Вторник 4 недели Великого Поста
Апрель 1, 2025Иез 47, 1-9. 12; Ин 5, 1-3a. 5-16
Не знаю, чем этот человек болел 38 лет и не мог ходить. По этой истории у Иоанна мы видим только то, что Иисус сказал ему: «Встань» и слово оказало на больного такое воздействие, что действительно поднялся. Мы можем говорить о гипнотическом воздействии, о каком-то еще, но обычно всё бывает в одном флаконе. Говорят, «вода заряженная». А другое выражение «освященная вода», то есть вода, над которой молятся. А заряженная – ионизированная. Она полезна для здоровья. У воды очень сложная структура, у природной воды, не у кипяченой. Там не просто молекулы, а как бы такие кристаллические структуры из молекул перемещаются, изменяются как-то. Человек родился из такой воды, не из кипяченой, в которой таких структур нет. Целительным действием она действительно обладает, возвращая человека к природе, от которой он отходит.
В молитве тоже много слоев есть. Один слой – воздействующий на физическую природу объекта, над которым мы молимся. Молитва это не просто сотрясение воздуха, это прежде всего мысль, которая направлена на предмет. А мысль — это то, что не просто крутится у нас в голове, она некое энергетическое, информационное воздействие оказывает на предмет, к которому обращена молитва. Меняется физическая структура этого предмета. А другой слой молитвы — то, что обращено к Богу. То, что устанавливает или восстанавливает контакт человека с Богом и оживляет его. По-разному можно пытаться об этом говорить…
Когда мы смотрим на чудеса, которые Иисус совершает, тут много всякого есть, есть и психологический фон, гипнотическое воздействие, внушение, и когда Иисус говорит, главное, веруйте и всё будет – веровать, это попросту говоря, быть настроенным поддаться такому внушению. Когда человек думает, что у Иисуса есть власть это делать, он настраивается. Есть уровень чуда, когда, мы знаем, восстанавливаются внутренние органы, и в эту многоуровневость влезать трудно и не знаю, нужно ли…
Важно другое, что может состояться такое умственное усилие или какой-то обряд, который действует как бы на техническом уровне, энергоинформационном уровне, но в котором сути молитвы нет. Бог там не призывается, и тогда непосредственный результат может быть прекрасным, но о последствиях хорошего ничего сказать нельзя, потому что то, что совершаемое помимо Бога тут же подхватывается дьяволом, его силами, воздействием, с такой же механикой.
Важно, что Иисус (по крайней мере Иоанн так показывает) потом этому человеку говорит «не греши больше». Это значит, по мысли Иоанна, Иисус увидел в этом человеке какую-то действующую причину, которая спровоцировала заболевание, греховную причину. Иисус устранил физические последствия, но духовные корни, мы видим, не устранены в этом случае. Тогда Иисус его специально предупреждает об опасности, духовной опасности, прежде всего. Этот случай, конечно, сильно отличается от случая, который у синоптиков описан, когда расслабленного спускают через крышу, и Иисус говорит «прощаются тебе грехи, встань и ходи». В нашем эпизоде речи о прощении грехов нет, говорится об угрозе греха.
Мы существа в этом мире преходящие, так устроено, мы отсюда уходим, освобождаем место для других и движемся дальше за пределами косной материи. Что дальше будет – это предмет надежды. Болезни всегда тренировка перед переходом. Аналогия неполная, потому что организм человека устроен так, что он сам переход облегчает. Известно, что шишковидное тело в мозгу выделяет собственный наркотик, который снимает боль или по крайней мере уменьшает боль при умирании, выходе души из тела. Понятно, что это всё устроено не просто так. А болезнь – Бог готовит с одной стороны, с другой – дьявол пугает человека через болезнь: сил нет, не могу уже того, что раньше, жизнь моя не имеет смысла, я обуза для окружающих, обуза для родных, которых я люблю и послужить им хочу… А всё наоборот оказывается. Болезнь одновременно божественная школа и для окружающих, и для самого больного. Больной видит, что хотя он и не годится ни для чего, его не бросают. Родные его не бросают. Родные в свою очередь видят, что любовь оказывается не в психологическом понимании, не в том, чтобы обмениваться подарками, приятными знаками. Любовь – это несмотря на все неприятности быть вместе и стараться вместе бороться с унынием, которое дьявол насылает. Так всё происходит.
А помазание маслом – мы молимся над этим маслом, чтобы сила Божья на него сошла, то, что покой дает, от тревоги освобождает и от главного страха небезопасности, страха перед будущим. Швейка читали ведь, наверное, все – они с военным священником ездили помазывать двух умирающих, достали елей для помазания большими трудами, потом оказалось, что умирающие за ночь умерли благополучно. И вот они едут обратно и Швейк предлагает «давайте я этим елеем помажу наш дверной замок, а то плохо открывается и закрывается». Если уж масло замку помогает, то тем более человеку должно помочь. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: «Умирающий воин: Иди домой и упокойся», 1915. Открытка времен Первой мировой войны
