Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

25 мая 2025 — 6 воскресенье Пасхи

Май 25, 2025

lamb_ravenna

Деян 15, 1-2. 22-29; Откр 21, 10-14. 22-23; Ин 14, 23-29

Хорошо составлена сегодняшняя литургия Слова. Первое чтение – письмо апостолов к обращенным из язычников, с призывом – не делайте ничего лишнего. Никакие иудейские религиозные ужимки вам не нужны и к языческим религиозным ужимкам не прибегайте, к идоложертвенным ритуалам. Живите просто: избегайте убийства, избегайте сексуальной разбросанности и делайте другим то, что желаете себе. Эта внешне простая жизнь, а что там внутри? А внутри мы видим космическую картину в чтении из книги Откровения. С небес спускается город, в котором можно жить и в этом городе храма нет, не нужно куда-то специально ходить, чтобы совершать жертвоприношения, этот город и есть Агнец Божий, Христос. Это пространство и есть Агнец Божий. 

А в сегодняшнем Евангелии перед Страстями Иисус ученикам говорит, мол, слова, которые Я говорю, не Мои слова, а слова Бога, Я ретранслирую их, но Я не просто репродуктор, эти слова рождаются изнутри Меня, это Мои слова так же. Дальше настанет время, когда физически Меня с вами не будет, а Духа Моего нужно будет слушать, который в сердце, в глубине души рождается. Импульсы и какие-то движения, которые рождает в вас Дух, вы будете получать во многом из понимания событий, понимания того, что с вами происходит. А понимать надо через Меня, через Слова Божии. Вот такая конструкция…

Космическая сторона дела, показываемая в Откровении, в латинском обряде слабо развита. После своего избрания новый Папа Лев XIV собрал к себе кардиналов восточных католических Церквей, это в основном африканские Церкви, Сирия… И такое обращение к ним зачитал, в котором отчасти повторялись вещи, которые говорились еще в документе 2 Ватиканского собора о восточных католических Церквях. Что католическая Церковь западного обряда, по-видимому, как и западная культура в целом, переживает кризис, становится плоской. А восточное христианское наследие, как более раннее, содержит в себе глубину космического сознания. Сознания и ощущения того, как мы окружены силами, невидимыми, добрыми и злыми. Чин таинства елеоосвящения или таинства больных в восточной Церкви по крайней мере в десять раз длиннее, чем аналогичный чин в латинском обряде. Молитвы там больше похожи на подробные экзорцизмы, направленные на избавление больного от невидимых космических злых сил, от бесов, поражающих и тело, и душу, психику. С этим же связано более глубокое чувство покаяния в христианском Востоке. Покаяние, обусловленное тем, что даже если я не вижу в себе никакого греха, все равно я часть космоса, пораженного грехом. Это все время доставляет мне страдание, которого избежать нельзя, какой бы я ни был святой, праведный. И что святые в раю не могут безоглядно радоваться, пока на Земле это есть. Действительно, близость к Богу у них есть, но тоже есть соединенность с космосом поврежденным, человеческим.

Еще один момент – это отношение к времени, другое восприятие его. На утренние мессы у нас в храме, прибегают за минуту до начала взмыленные члены прогрессивного экуменического движения. Отсидели мессу, помолились, полчаса прошло, месса закончилась. Убежали. На работу – причастились, зарядились… Литургия православная, которая идет два часа, это другое совсем. Человек за эти два часа несколько раз может пережить приближение внимания к Богу и ухода от Него и опять приближения. Циклы, которые действительно достигают кульминации в моменте произнесения установительных слов Иисуса над Дарами. И воскресная литургия не просто так проходит. Накануне в субботу человек отстоял Всенощную два-три часа, отстоял вечерню и утреню, для чего? Чтобы подготовить себя к встрече с Богом в воскресенье, на следующий день. Это другое совсем, когда человек не жалеет на богослужение времени.

В слове, обращенном к кардиналам восточным, окончание было такое примерно. Сияние восточной духовности вы несете, но вы на этом уровне постарайтесь находиться, смотрите, у вас и коррупция и деспотия откровенная в Церкви, воровство. Это не годится. И действительно надо сказать, что латинская Церковь, европейская Церковь далеко не в такой степени этим всем поражена. Римская закваска закона, порядка, точных формул, она работает. Она имеет тенденцию к выхолащиванию интуиции Бога и ощущения невидимых сил, но она предохраняет от видимых… Папа Иоанн Павел II тоже имел жизненный интерес к восточной духовности, реализованной в  восточном обряде Церкви. Сейчас не будем уже этот список продолжать…

Нам это всё хорошо бы иметь в виду, другое дело, что восточного обряда в таком виде, в каком хотелось бы, мы тут воспроизвести не можем. Хотя может и надо было бы постараться. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Агнец в окружении ангелов. Мозаика собора Сан-Витале в Равенне, ок. 540 г.

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website