Грех
Октябрь 31, 2006ГРЕХ – сознаваемая на уровне совести отделенность человека от Бога, которая поражает всю духовно-телесную природу человека и нравственный порядок человеческого общества (социальный Г.); неспособность соблюдать Божии заповеди и собственно их нарушения.
Г. в ВЗ передается тремя понятиями: “hatta`t” – ошибка, простое отклонение от цели, в данном случае от воли Ягве. “Pesha” — общественное преступление, влекущее за собой исключение из общества. В теологическом аспекте означает разрыв связи с Богом. “Awon” — (ослабить, испортить) — в позднейших текстах приобретает теологический смысл разделения Бога и человека.
Важное значение в ВЗ имеет awon общества. Существенно, что вина и наказание за моральное уклонение связаны с сознанием присутствия живого Ягве (Иез 4,4; Ис 53,5).
В Новом Завете завершается интериоризация Г., обращение к внутренней моральной норме, сердцу, совести. В синоптических евангелиях “чистое” или “нечистое” сердце является показателем отношений с Богом (Мф 23).
В антропологии св. Павла и Евангелиста Иоанн развитие рефлексии о Г. приводит к противоречию — с одной стороны человек является хозяином своего решения, с другой — греховный поступок выражает определенную податливость власти Г. От этой силы спасает только Бог (Ин 3,5; 8,46). Теология света св. Иоанна показывает свободу фундаментального выбора, сделанного грешником и проявляющегося в греховном поведении (Ин 3,20; 9,41). Особым оказывается Г. против Святого Духа (1Ин 5,16) — радикальный отказ от Бога.
В сердце человека идет борьба “нового человека” и “внешнего” (Гал 5,17.22; 2Кор 4,16; 1 Пет 2,11). Везде в Писании утверждается возможность свободного выбора человека (См. свобода). Нарушение завета всегда оказывается виной человека и одновременно причинением вреда самому себе.
Сцена грехопадения (Быт 2,3) показывает искажение и разрушение межличностных отношений. На связь Г. против человека с Г. против Бога указывают библейские тексты: Быт 20,6; Исх 10,16. Г. против человека оказывается критерием присутствия Г. против Бога (1Ин 4,20). Более того, Г. человека распространяет зло и на сотворенный мир (Рм 8,18-23).
«Всему человечеству Г. будет передан путем продолжения рода, то есть путем передачи человеческой природы, лишенной первозданной святости и праведности. Вот почему первородный Г. получил это название по аналогии: это Г. «полученный», а не «совершенный» (личный), состояние, а не деяние» (ККЦ 404).
Св. Павел описывает трагизм внутреннего состояния человека в Г.: ”Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю […] доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”(Рм 7,15;17-19).
Принципом спасения человека выступает абсолютно свободная, ничем не детерминированная любовь Бога к человеку. Таинственная солидарность людей, которая проявляется в Г., проявляется и в освобождении от него. В христоцентрическом кредо первой Церкви (Флп 2,6-11) Христос выступает антиподом согрешившего Адама. Страдание Бога от неверных Израиля выражается в искупительных страданиях “смирения” Христа. “Послушанием одного сделались праведными многие” (Рм 5,19).
Г. исчезает как разделение Нового Израиля — Церкви и Бога. Отвращение от зла, то есть изменение мотиваций и самого способа мышления является “метанойей”, изменением сердца в результате смены духа, принятия Духа Божия. Это выражается актом веры в Иисуса Христа (Деян 8,12; 9,42 и т.д.). В терминологии св. Павла человек, обратившийся и соединившийся с Богом, называется “новым творением”. “Совлечься старого человека” и “облечься нового” означает не только выбор жизни веры и сакраментальное включение в Церковь, Тело Христа, через крещение, но и постоянное обновление, конкретную борьбу с Г. в жизни верующего (ср. Кол 3,10, Рм 13,14). При этом победа над Г. не объясняется лишь человеческим усилием и моральной крепостью, она невозможно без благодати Бога. Сохраняющаяся принципиальная хрупкость и слабость плоти не мешает проявлению реальности новой жизни (2 Кор 4,7; Гал 2,20).
Иисус Христос выступает как Спаситель человечества, структурированного во множество сообществ, обществ и других структур. В различных фрагментах социума спасительный динамизм Евангелия реализуется с различной силой. Индивидуальное добро и зло аккумулируются общественными структурами.
Хотя размышления о проблемах нравственных порядка общества и их отношении к индивидуальной греховности издавна существовали в христианской традиции, первая ясная формулировка взаимоотношения личного Г. и влияния социальных структур, социального Г., приводится в Конституции “Радость и надежда” II Ватиканского собора:
“Несомненно, что нестроения, так часто встречающиеся в социальном порядке, происходят отчасти вследствие напряженности в экономических, политических и социальных структурах, но в основном они возникают из-за человеческой гордыни, эгоизма, который извращает также и социальную обстановку. Там, где общественные условия испорчены в силу последствий Г., человек, склонный ко злу от рождения , находит затем новые побуждения к Г., которые он без напряженных усилий , без помощи благодати не может побороть”(п. 25).
Папа Иоанн Павел II описывая социальный Г. в постсинодальном обращении “Reconciliatio et Poenitentia” (1984), указывает, что социальным является в равной степени каждый Г. против справедливости в межличностных отношениях, отношениях личности и общества и между обществами. Он перечисляет ситуации, показывающие связь социального и личного измерений Г.а. Это Г. тех, кто активен в вызывании, поддержке или эксплуатировании зла. Кроме того, это люди, которые по различным мотивам проявляют пассивность в избежании, уменьшении, ограничении социального зла: из лени, страха, заговора молчания, тайного соучастия или равнодушия.
Наконец Папа указывает тех, кого устраивает предполагаемая невозможность изменения мира и “кто уходит от усилий и требуемых жертв, выдвигая причины высшего порядка” (п. 16). Это учение содержится и в социальной энциклике “Solicitudo Rei Socialis “ (1988).
Существуют разные подходы к различению Г.: по их предмету, или по добродетелям, которым они противятся, — излишеством или недостатком, или по заповедям, которые они нарушают. Можно распределить их также в зависимости от того, касаются ли они Бога, ближнего или самого себя; можно разделить их на Г. духовные и плотские, или еще — на Г. в мыслях, в словах, в поступках или в бездействии (ККЦ 1853).
По тяжести Г. принято делить на смертные (тяжелые) и обыденные (простительные). Смертный Г. разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия. Обыденный Г. сохраняет любовь, хотя он ее оскорбляет и ранит (ККЦ 1855). Чтобы Г. был смертным, необходимо одновременное выполнение трех условий: серьезность материи Г., полное осознание и полное согласие на греховный поступок (ККЦ 1857). Серьезность материи зависит от ценности, разрушенной Г. Вечная жизнь и спасение человека важнее, чем его физическая жизнь и здоровье. В свою очередь, преступление против личности опаснее преступления против собственности. Г. по своей природе склонен усиливаться и умножаться, развиваясь в порочные наклонности, однако не может до конца уничтожить нравственное чувство (ККЦ 1865). Согласно христианской традиции главные пороки – гордыня, скупость, зависть, гнев, нечистоплотность, обжорство, лень или уныние – порождают другие грехи и пороки.
© о. Сергей Николенко 2006