Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

15 ноября 2015 г., воскресенье

Ноябрь 20, 2015
Ален Леннарт, Гадаринский одержимый

Ален Леннарт, Гадаринский одержимый

Еф 2, 14-22; Лк 8, 26-39

Бесноватый в версии Евангелия Луки – это бесноватый, который в безумии только сам себе причинял вред. Как его там ни связывали, не помогало ничего. Рвал и убегал, ходил голый. Интересно, если бы жители Гадаринского района позвали к этому человеку психоаналитика. Он бы первым делом обратил внимание на то, что тот ходит голым, ну и начал бы разбираться с корнями этого психоза. Долго и подробно интересовался бы, как родители приучали его к горшку. Какой был бы результат я не знаю, но полагаю, что после психоаналитика эти жители все же позвали бы психиатра. Психиатр справился бы – велел подобрать цепи покрепче и начал бы колоть этому бедняге галоперидол. Колол бы, колол, пока буйство не прекратилось бы, а бедняга превратился бы в слабоумный овощ. Но я думаю, что это всех устроило бы, может быть, в большей степени – кроме родственников, которым возиться со слабоумным – не очень…

Позвали бы, может быть, священника. Священник – ну, в зависимости от квалификации – конечно, сразу бы сказал, что дело серьезное, потому что там бесы, которые действуют на психику. Химическими реакциями в мозгу за счет галоперидола их не одолеешь, и вообще их не одолеешь никак, потому что бесы – это сущность духовная, не психологическая. Можно экзорцизмом этот легион бесов куда-то перегнать – если готовы пожертвовать вашим стадом, давайте сделаем. Попробуем, по крайней мере. Тут жители ему говорят: ну нет, свиньи – это все-таки мясо, сало гадаринское. Трудозатраты на них, пасли. Жалко, конечно. Лучше уж он у нас побудет или буйный, или слабоумный, потерпим как-нибудь. Священник и ушел ни с чем.

Я бы эту историю, может быть, еще дополнил, поскольку тут об Иисусе идет речь. С каждым из упомянутых помогающих приходил Иисус в той мере, в какой у этих помогающих было искреннее желание помочь. Но инструменты, которые у них были, явно были недостаточными и не годились для такого случая. Под инструментами я подразумеваю не метод диалога на кушетке и не метод давания препаратов. Главный инструмент там – это взгляд на человека. В классическом психоанализе это представление о том, что причина всему – это неправильное использование сексуальной энергии. Неправильное использование, которое у человека сложилось с детства, и надо, копаясь в его прошлом, входя с ним в отношения психоаналитического переноса, в подсознание этого человека, исправить эту ошибку. И тогда все будет нормально. Духовное измерение этой концепции – это то, что мы все можем. Человек – это такой сложный механизм, у которого сознание и подсознание сложно связаны, но мы можем, техника есть. Точно также у психиатра – мы можем. Накачаем галоперидолом, будет добрый, послушный, потом мы его еще психотерапией накачаем, чтобы руки на себя не наложил от депрессии. Мы можем. Другой дух у священника – что мы ничего не можем, если вы, окружающие, не захотите пойти на жертвы, и если Бог не захочет помочь. Если у вас нет любви к этому человеку, или вы не готовы просить у Бога достаточно любви к этому человеку, пожертвовать этим несчастным стадом, мы ничего не можем сами. Принципиально два разных духа – дух надежды на себя, на науку, на ловкость, на все такое. И дух надежды на силу Бога, на силу Божьего милосердия. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website