Испытание совести
Февраль 17, 2007ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ – анализ определенного периода жизни, проводимый с нравственных позиций и сопровождаемый молитвой об исцелении души и прощении грехов.
Инструментом такого анализа выступает ? совесть – нравственное сознание человеком своей правоты или неправоты. Совесть неверующего человека выражает суждение естественного закона, ограниченное его возможными нравственными заблуждениями. Для христианина совесть оказывается местом внутренней встречи с суждением Троичного Бога. Совершённый и живущий в сердце грех, включает психические механизмы, которые отвлекают человека от голоса совести или ослабляют ее действие. Поэтому достижение совершенного покаяния, необходимого для прощения грехов, требует сознательных и последовательных усилий, опирающихся на И.С.
Проводя И.С., христианин молитвенно ставит себя перед личностью Иисуса Христа, стараясь понять, к чему Христос призывает его в конкретных жизненных ситуациях, насколько ему удается ответить этому призыву и от каких какие внутренних препятствий ему нужно освободиться на этом пути. Позитивная постановка вопроса отличает И.С. от бесперспективного самокопания под воздействием чувства вины и зависти к окружающим.
И.С. таким образом, превышает простое подсчитывание нарушений отдельных заповедей и нравственных правил. Оно направлено на устранение препятствий, мешающих личности полностью раскрыться получению ? благодати Божией и водительству Святого Духа. Завершением И.С. является таинство покаяния и примирения.
И.С. является необходимым средством достижения христианского совершенства. В этом случая следует не просто отметить совершенный грех или собственное несовершенство, но постараться проследить его источники и побудительные причины. Обычно серьезные пороки развиваются из дефектов общения в родительской семье, провоцирующих закрытость и духовную лень и непроработанных психических травм, полученных в детстве. Знание психологических механизмов позволяет вспоминать и правильно интерпретировать как болезненный эмоциональный опыт прошлого, так и греховные моменты, вытесненные из сознания. Важно, чтобы используемые психологические теории были доброкачественны с точки зрения христианства, не исключали трансцендентной свободы человека.
Встреча с Иисусом Христом в И.С., несмотря на трудности, всегда является встречей с милующим и исцеляющим Богом. В случае серьезных личных проблем, таких как зависимости, всегда связанными с нанесением серьезного вреда окружающим на протяжении длительного периода, честное И.С. может не приносить облегчения, но наоборот, усилить страдания от сознания своей вины. Требуется бесстрашие и упорство, чтобы довести И.С. до конца.
Если И.С. за всю жизнь необходимо для получения исцеления от скрытых и явных душевных ран прошлого, то ежедневное И.С. дает возможность проводить повседневную жизнь в согласии с волей Бога.
И.С. как молитва, начинается с благодарности Богу за Его дары и просьбы о различении своих грехов и несовершенств. Обычно сначала вспоминаются события, мысли, поступки, вызывающие острое чувство вины. Далее следует оценить эти факты с точки зрения Христа через заповеди. Важно правильно оценить степень своей несвободы в поступке, намерении или фантазии, чтобы отделить грех как свободное противодействие Богу от человеческой слабости.
Это позволяет правильно отнестись к своим чувствам – вины или самоуспокоенности. Здесь требуются определенные психологические познания. Однако следует помнить, что наличие чувства вины всегда свидетельствует, если не о конкретном грехе, то об общей греховности человека и всегда является поводом для покаяния.
И.С. заканчивается просьбой о прощении грехов и исцелении души. Окончательное завершение эта просьба получает в разрешительной молитве священника в таинстве покаяния и примирения. Просьба о прощении грехов не означает, что человек тут же становится совершенным, но подразумевает согласие с волей Божией о движении кающегося грешника к святости, т.е. решительный отказ от эгоистического своеволия.
© о. Сергей Николенко 2006