Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Миряне

Февраль 17, 2007

МИРЯНЕ (лат. laici от гр. laos «народ») –  те верующие, которые исполняют свое христианское призвание в миру, при этом участвуют в миссии Церкви, не имея рукоположения и не принадлежа к монашеству.

С конца XIX в. задачи и миссия мирян стали предметом постоянных наставлений Апостольского Престола. Второй ватиканский собор формулирует миссию М. в терминах тройного служения Христа: священнического, царского и пророческого. Эта миссия берет начало в принятии крещения. М. призваны участвовать в Христовом деле освящения мира, в Его священной жертве. Тогда литургическая и молитвенная жизнь М. оказывается органически связанной с его жизнью и деятельностью в миру. Проповедь Христа другим соединяется с личным пророческим свидетельством о Нем. М. призваны исполнять власть Христа Царя служить людям и Церкви, преодолевая силу греха. Таким образом, христиане способствуют созиданию Царства Божьего, в котором господствуют справедливость, любовь и мир.

Все М. призваны свидетельствовать о Христе в личной, семейной и общественно-политической жизни, бороться за справедливые общественные законы и сияя верой, надеждой и любовью, подобно закваске, сообщать святость миру (ККВЦ, 401). М. имеют право требовать общегражданских свобод, согласно естественному закону. Пользуясь этой свободой, они должны стремиться, чтобы их деятельность была пронизана евангельским духом и опиралась на Учительство Церкви. При этом не следует выдавать частные взгляды за Учительство Церкви (ККВЦ, 402).

В настоящее время в Европе многие неспособны соединять Евангельскую весть с повседневной жизнью; все труднее жить верой в Иисуса в социальном и культурном окружении, где эта вера постоянно сталкивается с вызовами и угрозами. Общественная атмосфера отмечена широко распространенным и расширяющимся религиозным агностицизмом, связанным с непонимание истины о человеке (Ecclesia in Europa, 7-9).
В этих условиях христианская идентичность М. требует глубокой веры и способности к прочтению социально-политических и культурных явлений в духе Евангелия. Необходима  серьезная катехизация М. Более того, они имеют право и обязанность овладевать, в меру своих способностей и положения, познанием учения Христа, выраженного в Учительством Церкви, получая богословское образование в церковных учебных заведениях (ККВЦ, 404).

М. находятся на передних рубежах жизни Церкви; для них Церковь является жизненной основой человеческого общества. Поэтому они, и особенно они, должны обладать более ясным осознанием того факта, что они не только принадлежат Церкви, но сами являются Церковью, то есть общиной верных на земле под водительством общего Главы — Папы и епископов, состоящих в общении с ним (Пий XII , речь 20 февраля 1946). Церковное общение представляет собой великий дар Святого Духа, который М. призваны принимать с благодарностью и которым они призваны жить с глубоким чувством ответственности. Харизмы, различные виды служений и поручения, осуществляемые М., существуют в общине и ради общины. Они являются богатствами, дополняющими друг друга на благо всех, под мудрым водительством Пастырей Церкви (Christifedelis laici, 20).

Совершение Евхаристии является священнодействием не только клира, но и всего собрания верных. Те задачи, которые не являются собственно прерогативой священнослужителей, исполняются М. с их особым мирским призванием (CL 23) . Прежде всего это обязанности чтеца и аколита.
 
Непосредственной областью евангелизаторской деятельности М. является обширный и сложный мир политики, общественной жизни, экономики, как, впрочем, и мир культуры, науки и искусства, международных отношений, мир средств массовой коммуникации. Она также включает в себя другие реалии, открытые для ? евангелизации, такие как любовь, семья, воспитание детей и подростков, профессиональная деятельность и человеческие страдания. Чем больше здесь будет М., проникнутых евангельским духом, тем больше эти реалии послужат созиданию Царства Божия (Evangelii nuntiandi, 60).

М. призваны активно жить своей принадлежностью к Вселенской, «кафолической» Церкви, заботиться о нуждах Народа Божия, рассеянного по всей земле. М. развивают сознание своей принадлежности к епархии, ячейкой которой является приход, но и расширяют границы своего сотрудничества с Церковью до размера межприходского, межепархиального, национального или международного (Об апостольстве мирян,10). Зрелые М. должны участвовать в церковных советах и комиссиях разного уровня, приходских, епархиальных и др.

Естественной формой объединения М. в настоящее время являются  малые церковные “живые” общины и движения,  в которых верующие могут передавать Слово Божие друг другу, выражать его в служении другим и взаимной любви; эти общины являются подлинными выражениями церковного общения и центрами евангелизации, действующими в общении со своими пастырями (CL 26).

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website