Достоинство
Февраль 17, 2007ДОСТОИНСТВО человека указывает на его выдающееся место среди остального Творения Божия. Сам факт творения Богом придает Д. любой твари. В книге Бытия первые люди поставлены Творцом для того, чтобы возделывать и хранить Эдемский сад, символ безгрешного космоса (Быт 2, 15). Их Д. быть участниками в исполнении замысла Бога привести вселенную к Его славе передается выражением «образ и подобие Бога» (ср. Быт 1, 26). Смысл этих слов раскрывается во всей полноте в личности Иисуса Христа Сына Божия. Совершая чудеса исцеления, Иисус обнаруживает творческую силу присущую самому Богу. Вместе с тем, отдавая свою жизнь на кресте ради спасения человечества от силы греха, Он проявляет величие свободы, оценить которое можно, лишь созерцая в Иисусе совершенный образ Бога.
Неверно утверждать, что в своей земной жизни Иисус использовал людей, общину Церкви, ради достижения спасения. Сами люди являются целью спасения. В этом находит выражение их Д.. Сам Бог гарантирует Д. человека. Именно поэтому свобода человека жить в согласии со своей природой, т.е. по совести, не должна подвергаться насилию.
Таким образом, Д. человека абсолютно и имеет трансцендентальную, т.е. лежащую за пределами исторической реальности, природу. Люди начинают это осознавать, когда понимают, что Бог их любит. Это ведет их к выходу за собственные границы, к общению с ближними. Человек, как существо, становление которого происходит, прежде всего, в общении с себе подобными, нуждается в том, чтобы это общение проходило как можно человечнее, т.е. с уважением Д. каждого человека на земле.
Из указанного принципа проистекает представление о неотъемлемых правах человека как существа, и телесного и духовного одновременно. Католическая Церковь стремится исполнить свой долг по отношению к современному миру, понимая, что прямое возвещение Евангелия, встречает недоверие, если оно не подкреплено свидетельством христианской жизни (Evangelie nuntiandi, 21). Поэтому она провозглашает народам «новый гуманизм», основанный на Д. и свободе личности, который способен объединить усилия всех людей доброй воли, независимо от их культурных, политических и религиозных взглядов (Радость и надежда, 30).
© о. Сергей Николенко 2007