Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Духовность

Июнь 9, 2007

ДУХОВНОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ – проявление действия Святого Духа и Его Даров в отдельном христианине или религиозной группе; имеет индивидуальные и групповые особенности, связанные с историческими вызовами, стояшими перед Церковью, выражается в конкретных способах следования Евангелию.

Человек по своей природе способен строить жизнь на основе общих мировоззренческий представлений и нравственных ценностей, что ассоциируется с деятельностью человеческого духа – духовностью. В религиозной перспективе духовность связывается со способами достижения родства или единства с божественными сущностями. Для христианина суть духовность состоит в свободной самоотдаче в любви к Богу и ближним. Человеческие слабости и грех делают эту цель трудной для различения и достижения.

В исследовании истин Откровения исторически возникают различные методы и подходы к познанию и исповеданию Божественных тайн. Так формируются различные виды христианской духовности. Это в полной мере относится к духовности Восточной и Западной Церквей (Orientale Lumen, 5).
Христианская духовность опирается на понимание Нового Завета. В течение истории Церкви отдельные ее члены, добывая из этого сокровища «новые и старые» вещи, сформировали отдельные типы духовности – в ответ на нужды своей эпохи. В таком смысле можно говорить о духовности ранней Церкви (в ожидании Парусии, в противостоянии гонениям); о монашеской духовности Востока и Запада; о бенедиктинской, францисканской, доминиканской духовности Например, «Devotio moderna» – «современная набожность» XIV в. – акцентирует непостижимость Бога и стремление души к «духовному браку».

В ряду посттридентской (см. Тридентский собор) духовности можно перечислить игнацианскую (см. иезуиты) духовность (монашеская жизнь направлена на проповедь Евангелия среди мира; духовные упражнения для всех, ежедневное испытание совести), кармелитскую (см. кармелиты, от свв. Терезы Авильской и Иоанна Креста, которые утверждали, что основа святости в полном послушании воле Божией – это не какие-либо необычные подвиги, но выполнение обычных дел с большой любовью к Тому, Кто первый нас возлюбил).

В XVII в. в ответ на янсенизм появляется т.н. «французская школа» духовности, где акцентируется близость Воплощенного Слова, символически выраженная в Сердце Иисуса. Эта духовность сердца развивается многими подвижниками до наших дней
В XX в. можно говорить о развитии литургической, библейской, экклезиологической или экуменической духовности, о духовности евхаристической. Второй Ватиканский собор особенно подчеркивает духовность мирян, призванных евангелизировать все области современной культуры и жизни общества (GS и Christefideles Laici).

Восточное христианство не пошло по пути умножения различных духовностей. Образцом жизни в восточной духовности является монашество. В ее основе лежат:

– учение об обожении, т.е. соучастии в Божественной природе через сопричастность тайне Св. Троицы (св. Ириней Лионский). Силою Св. Духа обожение начинается на земле через участие в литургии и таинствах («Об экуменизме», 15);

– представление о том, что через совершение таинств происходит эсхатологическое преображение всего космоса в Славу Божию;

– апофатическое богословие, утверждающее бесперспективность попыток достижения познания Бога силой разума.

© С. Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website