Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Харизма

Декабрь 8, 2006

ХАРИЗМА (от греч. charisma — подарок, дар, способность, талант”) – сверхприродный дар Святого Духа, необходимый для жизни Церкви. Главная Х. или дар Божий – это сам Святой Дух. Значение конкретной Х. для общего блага раскрывается в эсхатологической перспективе.

У героев ВЗ основной Х. выступает дар пророчества, направленный на становление Израиля как Народа Божия, развитие его религиозной жизни. В НЗ по обещанию Иисуса Христа, исполненного Святого Духа и Его даров (Лк 4.14-21), апостолы и ученики получают Х. в день Пятидесятницы (ср.: Деян 2.4).  Эти дары необходимы, чтобы Церковь могла жить верой, они даются верующим в зависимости от насущных потребностей Церкви, согласно свободному замыслу Святого Духа, который уделяет их “как Ему угодно” (1 Кор 12.4-11). Среди этих Х. апостол Павел называет дары пророчества, служения, учительства, увещевания (ср Рим 12.6-13).

По мере развития церковной структуры возникали определенные виды сакраментального служения, которые первоначально также воспринимались как Х. Позднее Х. стали называть те дары, которые помогали исполнять сакраментальное служение и удовлетворять различные потребности Церкви – в частности, Х. милосердия и апостольства. Х. имеют как индивидуальный, так и общинный характер. Существуют личные Х., направленные преимущественно на укрепление общины, другие Х. открывают пути к апостольской деятельности. Подобным образом Х. наделяются  конкретные общины – движения, монашеские конгрегации, семьи… В отличие от задаваемого определенным образом церковного служения, Х. нуждается в распознавании, поскольку является ответом Духа на новизну ситуации. Различение духов помогает увидеть, служит ли полученная способность благу Церкви и общему благу.

Святой Дух в каждую историческую эпоху даровал Х. в соответствии с нуждами Церкви и мира, о чем свидетельствует возникновение самых разных монашеских общин и христианских организаций, выполнявших конкретные задачи в определенные периоды истории.

Основой для принятия Х. являются таинства христианского посвящения. Верующий получает Х., необходимые для осознанного и ответственного исполнения своих обязанностей в конкретной христианской общине и в обществе, сообразно с его неповторимой индивидуальностью, занимаемым социальным положением и профессией.

XX в. ознаменован возникновением в католической Церкви харизматических движений обновления,  которые создавались с целью пробудить в душах верующих мысль о постоянном действенном присутствии Святого Духа в Церкви и ниспослании Х., вдохновляющих верующих трудиться в избранном ими направлении на благо всей Церкви. Эти положения нашли отражение в документах II Ватиканского Собора Lumen gentium и Apostolicam Actuositatem.

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website