Обращение
Февраль 17, 2007ОБРАЩЕНИЕ в христианство – процесс радикального изменения личности, включающий принятие экзистенциальной ограниченности мира, осознание тайны зла и отвращение от него, согласие принять Иисуса Христа как личного Спасителя, а также принятие Церкви как места, инструмента и общины спасения. О. означает изменение онтологического статуса личности, т.е. Спасение в вере, и сопряжено с изменением его нравственности. Отныне главным фактором, изменяющим жизнь обращенного, становится опыт спасающей любви Бога. На его основе начинает развиваться комплекс христианских добродетелей и ценностей.
О. ко Христу берет начало в евангелизации, ключевым этапом О. является принятие таинств христианского посвящения. Уверовавший обретает новое рождение в Крещении, дар Духа Святого, принимает Тело и Кровь Христовы (ККЦ 1426). Однако ввиду слабости человеческой природы и поврежденности ее грехом, существует опасность прекращения начатого процесса изменений и возвращения человека в прежнее состояние уже в лоне Церкви. В этом случае необходимо «второе О.» в форме покаяния. Знаком этого О. является таинство покаяния.
История О.каждого человека уникальна, как уникальна его судьба. Тем не менее, можно выделить общие пути О. Поиски смысла жизни, пережитых утрат, могут привести человека к решению изменить свою жизнь, особенно, если в своем окружении он встретит людей, жизнью своей свидетельствующих о Боге. У некоторых людей формирование веры происходит постепенно, у других – через внезапное озарение, как например у Св. Павла (Деян 9, 3-6). В любом случае О. является даром Бога, Его благодатью, с которой человек сотрудничает, стремясь к спасению. Обращенный получает любовь Бога и возвращает ее Богу в служении любви ближним, в активной социальной позиции милосердия и справедливости.
В процессе О. действуют психологические механизмы, однако, содержанием его является принципиальное освобождение человека от первородного греха. Это препятствие на пути к Богу человек не может преодолеть собственной силой. Используемое в НЗ греческое слово «metanoia» означает «изменение сердца», центра личности, отвращение от греха и его источника – дьявола и поворот сердца к Богу. Раскаявшись в своем греховном прошлом, обращенный начинает заново учиться жить в благодати. Покаяние и смирение становятся его постоянным состоянием, что не исключает прохождения обращенного через новые религиозные и экзистенциальные кризисы. Иногда выходы из этих кризисов видятся как новые О на пути к христианской святости.
В повседневной жизни укреплению О служат, прежде всего, таинства покаяния и Евхаристии.
© о. Сергей Николенко 2006