Порок
Февраль 17, 2007ПОРОК – нравственный дефект, побуждающий человека к совершению зла. В противоположность добродетели, то есть готовности делать добро, П. – предрасположенность к совершению зла в определенной сфере жизни.
В результате первородного греха человеческой личности требуется постоянно преодолевать себя для того, чтобы жить по воле Божией. С П. дело обстоит иначе.
Согласно представлениям бихевиоризма (поведенческой психологии) любой поступок может закрепиться в привычку, если подкреплять его совершение соответствующим стимулом. П. формируется как форма избегания трудностей. От повторения поступка, приносящего зло, отказаться труднее, чем от совершения его в первый раз. П. способствует выстраиванию системы оправданий своего греха, тем самым заглушает голос совести.
В христианской традиции П. выступают противоположностями добродетелей (ККЦ 1876). Семь главных П. (лат. peccata capitalis) – гордыня, скупость, зависть, гнев, нечистоплотность, обжорство, лень или уныние выделяются в ней как наиболее серьезные источники грехов. Это плод не научных исследований, а пастырской практики Церкви.
Гордость определяется как несоразмерное желание собственного превосходства. Она связана с эгоцентризмом и манипулятивным отношением к другим людям и является матерью всех пороков.
Скупость – трактуется более широко, как несоразмерное стремление к земным благам, вызванное стремлением иметь гарантии безбедного существования, игнорируя волю Бога.
Зависть – грех против любви, идущий от гордости. В психологии рассматривается так называемый «человек дефицита», полагающий, что блага, которые имеют другие люди, судьба отнимает у него.
Блуд – греховность этого стиля сексуального поведения заключается в пренебрежении честностью в личных отношениях.
Чревоугодие и пьянство – проявление отсутствия высших ценностей и целей в жизни, стремление заполнить ощущение внутренней пустоты повседневными чувственными удовольствиями.
Гнев – несоразмерное желание наказать кого-то не позволяет конструктивно разрешать конфликты, разрушает добрые отношения с людьми. Ослепленность гневом, мстительность разрушают способность к прощению. Важно, что гнев как порок не тождественен гневу как здоровому чувству, возникающему при встрече с несправедливостью. Это чувство мобилизует личность на решительные действия.
Лень – отсутствие стремления к духовному благу, росту. Она не сводится к простой пассивности, это скорее склонность пребывать в суете, чтобы не решать творческих задач, избегать трудностей.
В настоящее время наряду с понятием П. принято использовать понятие зависимости. И те и другие имеют общую духовную греховную природу и приносят зло как самим своим носителям, так и окружающим. В XIX в. считалось, что П. развиваются по механизму дурной привычки, их возникновение обусловлено фактором греховного окружения. Что касается зависимостей, то в XX в. в их генезисе была выявлена врожденная биологическая предрасположенность, усиливаемая теми же факторами, что и в случае П, что заставляет рассматривать их как симбиоз греха и болезни.
Освобождение от П. вызывает сильное внутреннее сопротивление. Поэтому борьба с П. требует использования средств самовоспитания и всех средств спасения, предоставляемых Церковью. Испытание совести, исповедь и участие в Евхаристии оказывают исцеляющее действие. Важнейшую роль играет в этом процессе участие церковной общины, духовно зрелых людей, которые без осуждения личности человека, имеющего П., могут помочь ему вырасти в вере и ответственности.
© о. Сергей Николенко