Вера
Ноябрь 20, 2006ВЕРА ХРИСТИАНСКАЯ – охватывает всю жизнь человека, раскрывая его принятию спасающей благодати Бога, она возникает из слушания и принятия Откровения, керигмы; добродетель, помогающая человеку строить поведение на основе знания о Троичном Боге.
Чтобы строить свою жизнь человек нуждается в надежном знании о мире. Стремление к познанию — это свойство его личности. В отличие от других живых существ он широко использует абстрактные понятия, способен рассматривать себя самого как объект, со стороны. Эти способности позволяют ему понять то, что интуитивно чувствует его природа – незавершенность видимого мира, присутствие Того, кто является непременным условием наличия этого мира, но сам остается скрытым. Бог невидим, но придает в В. смысл и цель видимому миру и человеческой жизнедеятельности.
Несмотря на то, что в истории Народа Божия деяния Бога и Его личность всегда служили предметом размышления, религиозная В. не является чисто интеллектуальным знанием. Она выражает потребность человеческого существа в счастливом будущем, в любви и общении с другими людьми, наконец, в преодолении смерти как предела личного существования.
Христианская В. является, таким образом, ответом на фундаментальную потребность личности и одновременно, правдой о тайне мироустройства.
Вера передается в общении. Первородный грех и его следствия ослабляют способность человека к доверию. Подозрительность, чрезмерная критичность или наоборот поверхностное легковерие становятся на пути принятия истины о таинственном Боге, чьи абсолютные всемогущество и любовь невозможно распознать, опираясь лишь на собственные силы. Поэтому одним из первых этапов в принятии В. является удивление перед ее носителями, перед тайной их этического поведения. Особенно поучителен в этом смысле пример мучеников за В.
Принятие человеком Божественного Откровения как безусловной истины представляет собой долгий процесс, в котором перестраиваются не только мировоззрение, но и внутренний мир и поведенческие реакции человека. Начальные озарения могут сменяться периодами сомнений и даже потери В. В таинствах христианского посвящения верующий получает благодать для возрастания в В. Разделяя жизнь своей христианской общины он углубляется в Слово Божие, в практике таинств его молитва соединяется с молитвой Христа и Церкви.
Христианский путь к Богу пролегает через личность Иисуса Христа. Уверовать означает увидеть в исторической личности, Иисусе из Назарета, Мессию, Вечное Слово, Воплотившегося Сына Божия, Спасителя человечества (ср. Мф 16, 15-19). Через принятие в В. Христа лежит путь к познанию троичного Бога.
В В. происходит личная встреча с Христом. Как любое личное общение она захватывает всего человека. Это акт свободной воли человека. Упомянутое выше развитие и усиление В. идет как диалог в Святом Духе с таинственной личностью Христа. В этом диалоге человек обнаруживает тайну собственной личности, о которой раньше не мог подозревать.
Фундаментальная черта В. – неясность, связанная с Тем, что Божественная сверхреальность запредельна для человеческого разума. В истории в виде знаков проявляются лишь действия Бога, их распознавание возможно в В. Вместе с тем В. обладает определенностью, которая базируется на абсолютном авторитете Бога.
Божественное Откровение принимается как единый вклад В., включающий Священное Писание и Священное Предание, которые Церковь бережно хранит и осмысливает. Таким образом, принятие Церкви как Тела Христа составляет существенное измерение В. Послушание Христу в В. оказывается связанным с послушанием учительской власти Церкви.
Вера имеет характер божественного дара. Для ее возникновения и развития в человеческой природе необходимо особое вмешательство Бога, описываемое в терминах благодати и Даров Святого Духа. Особые Дары Духа позволяют верующему размышлять о Боге и познавать Его тайну.
В более узком понимании В., как добродетель, не означает диалога любви с Богом, но подвигает верующего к нему. Небесная реальность проливает свет на историческую реальность и открывает человеку смысл его достоинства и призвания в мире, принципы жизни по заповедям. В практике В., требующей как аскетической самоотверженности, так и обращения за помощью к Богу, формируется христианская система ценностей.
Обретение В. ведет к апостольству. Вера имеет общинный характер, носителем ее является вся Церковь, поэтому формирование В. происходит в общине. Естественной формой апостольства В. в приходе бывает катехументат. Согласно «Чину христианского посвящения взрослых» он начинается со стадии евангелизации, пробуждения первоначального интереса к В., затем подготовку к таинствам посвящения, во время которой происходит подробное узнавание и начальное принятие В. Церкви. После принятия посвящения следует период мистагогии, когда В. укрепляется в практике участия в таинствах. Другое естественное место передачи В. – семья, где воспитание В. идет параллельно общему воспитанию ребенка.
Развитие В. должно происходить при участии всей церковной общины, оказывающий помощь молитвой, научением и свидетельствами христианской жизни. Без подкрепления личным свидетельством рассказ о содержании В. воспринимается отвлеченно, не захватывает всю личность евангелизируемого человека.
Из-за разделения Церкви оказывается невозможна христианская В. «вообще», не привязанная к определенной общине. Стремление к единству в В. возможно на путях христианского милосердия, соединенного с верностью истине. Для избавления от предубеждений в отношении другой конфессии нужно хорошо понимать положения В. обеих сторон.
Практически все документы католической Церкви содержат вопрос о В. В последние десятилетия в условиях все усиливающейся дехристианизации Европы, колыбели христианства, Церкви приходится искать новые формы выражения вести о спасении, способные оживить В. в современной культуре, выразить вечную новизну Благой Вести для человека.
© о. Сергей Николенко 2006