Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Закон естественный

Июнь 9, 2007

ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННЫЙ – (лат. lex naturalis, ius naturale) выражение социального характера человеческой природы, основан на голосе совести.

Позиция человека в мире должна быть адекватной истине о Боге, мире и человеке. «Свобода состоит не в том, чтобы делать то, что нам хочется, но в том, чтобы мы имели право делать то, что должны делать. Христос просит нас хранить истину, обещал нам: и узнаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн Павел II, Балтимор, 1995).Естественный закон познается через естественное Откровение. Разумная природа человека позволяет придти к представлению о Творце как условии существования видимого мира; осознать, что творение всей жизни на земле – это акт любви Творца; что жизнь, основанная на свободе личности, является наивысшей ценностью. Принцип заботы о жизни личности лежит в основе известного «золотого правила» естественного закона: «не желай другому того, чего не желаешь себе». Понимание и переживание ценности жизни формирует совесть человека.

Сверхъестественное Откровение в Иисусе Христе возвышает достоинство человека и его способность к любви до божественного уровня. Совесть уверовавшего становится голосом Бога в его сердце, божественного закона. Согласно Учению Церкви основанием для свободы совести является религиозная свобода. Воплощение в жизнь естественного закона требует особых общественных договоренностей – человеческого закона.

В середине XX в. французский философ Маритен развил теорию, согласно которой соблюдение естественного закона может осуществляться через соблюдение ряда прав человека, которые защищают его существенные человеческие свойства – разум и свободную волю и поэтому являются неотъемлемыми. Позднее эти идеи нашли выражение решениях второго Ватиканского Собора, а папа Павел VI развил их в своей теории цивилизации любви.

«Каждый человек имеет право на жизнь, телесную целостность, и средства, необходимые для правильного развития жизни: прежде всего пища, одежда, жилище, отдых, медицинское и социальное обслуживание. Более того, человеческое существо имеет право на безопасность в случае болезни, потери работоспособности, вдовства, старости, безработицы и во всех случаях, когда он теряет средства поддержания жизни не по своей вине» (Pacem in Terris, 11).

Прообразом современных кодексов прав человека являются Декларация американской независимости (1776), и Декларация прав человека и гражданина, принятого Учредительным собранием во Франции (1789). Однако только в 1948 согласие между рядом государств позволило принять международную хартию о правах человека, достаточно близкую к положениям естественного закона в понимании католической Церкви.

Разные течения мысли имеют разные представления о природе человека. В безрелигиозной культуре естественный закон понимается скорее как совокупность научных биологических, психологических и социальных законов. Так в наше время развитие биотехнологий ставит новые вопросы о природе человеческой личности: новые открытия в генной инженерии, успехи в трансплантации, клонировании, новые способы оплодотворения.

Другая область разногласий связана с различием либерального западного представления о ценности индивидуальной свободы и восточного видения общины или рода как главного субъекта взаимоотношений с Всевышним.

© С. Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website