Знамения времен
Ноябрь 20, 2006ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН – масштабные и необратимые общественно-исторические явления, прочитанные Церковью в эсхатологическом смысле, как явления Царства Божия в современном мире. В социальное учение Церкви понятие З. В. ввел Папа Иоанн XXIII.
В Новом Завете Иисус неоднократно говорит об эсхатологических знаках, но буквально выражение З. В. встречается в Евангелии от Матфея (16, 3). На ожидание фарисеями политического освобождения Израиля Иисус отвечает указанием на необходимость личного принятия Благой Вести, необходимого, чтобы различить в текущих социальных событиях новую эру наступившего Царства Божия. Узнавание З. В. оказывается одновременно и узнаванием воли Бога, призывающего Церковь и человечество к надлежащему ответу в конкретных исторических обстоятельствах.
Конституция “Радость и Надежда” II Ватиканского собора перечисляет современные З. В., описывая их как черты кризиса роста, переживаемого человечеством в настоящее время, и указывая на их неоднозначность и противоречивость – в кризисе заключена возможность радикального обновления. Противоречивость З. В. требует особого дара различения, принадлежащего не отдельным лицам, но всему Народу Божию — Церкви. Учительское служение Церкви призвано выполнять роль распознавания и аутентичной интерпретации З. В. Обнаружение знамений требует усилий для конкретного ответа на содержащийся в них вызов.
В заключительной Декларации особого собрания Синода Епископов, посвященного Европе (1992), практически бескровное освобождение Восточной Европы от коммунистических режимов трактуется как истинное З. В., требующее деятельности по дальнейшему восстановлению человеческих прав и достоинства в этом регионе.
Хотя любое доброе дело, совершенное под водительством Святого Духа, имеет эсхатологическое измерение и в определенном смысле может рассматриваться как З. В., учение Церкви имеет в виду особые общественные явления. Это определенные социальные явления и процессы, которые признаются всем обществом, и осуществление которых представляется необходимым. Чтобы распознать в конкретном событии З. В. следует понять, осуществляется ли в нем позиция сотрудничества человека с Богом в деле Творения; ведет ли оно к искуплению, т.е. принятию Евангелия и заповеди любви; наконец, открывается ли в нем эсхатологическая ситуация.
К современным З. В. внутри Церкви относят, в частности, исторически беспрецедентное общение епископов, возникшее во время и после II Ватиканского собора, рост церковных движений, сочетающих глубокий интерес к духовности с социальной активностью. К общемировым З. В. можно отнести происходящую социализацию разных областей жизни.
© о. Сергей Николенко 2006