Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 2.2.08

Февраль 4, 2008

1 Тим 1,15-17; Лк 18,35-43

В Первом послании к Тимофею Павел, по-видимому, углубился в воспоминания о самом себе, в переживание этих воспоминаний о том, сколько он наделал дел, пока гонял христиан из первых общин. Что значит гонял? Мы в Новом Завете видим только один случай, когда Павел присутствовал, будучи еще Савлом, при исполнении смертного приговора Стефану, причем его роль показана как пассивная. По-видимому, за ним много чего было, если его послали в Дамаск как ответственного за гонения местных христиан. Всё время остается у меня вопрос: насколько он себя простил? Он пишет: я «прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии». Может быть, он больше себя уговаривает, что он прощен. Так или иначе, мы видим, что единственной опорой и гарантией будущего, личного будущего прежде всего, для Павла является Христос. Возможно, я фантазирую, но на основании опыта думаю, что уверенность в прощении у Павла то появляется как настоящая убежденность в спасении, то пропадает. Павел знает, что спасен, но не чувствует. В такие моменты он, как мне кажется, пишет в посланиях парадоксальные вещи о человеке, который делает не то, что хочет. Он называет себя бедным человеком.

Евангельский эпизод показывает слепого, который пребывает в состоянии порыва веры. Он услышал, что в приближающейся толпе идет Иисус из Галилеи, о Котором он наверняка слышал как о целителе. И в этот момент вся его человеческая способность к надежде сосредоточивается на Иисусе — он начинает кричать. Люди видят непорядок: Учитель идет, Учитель учит, а этот нищий кричит, мешает. Пытаются урезонить — не получается: он уже неуправляем. На порыве, на захваченности надеждой он получает исцеление. Но, как обычно, самое интересное остается за кадром. Мы не знаем, что сталось дальше с этим человеком. Началась ли у него жизнь на общих правах, как у всех? Решил ли он, что теперь он такой как все и может стремиться к таким же успехам и достижениям как все? Если он так решил, то это конец для него. Больше он ничего не получит. Его неприспособленность ни к какому делу, кроме попрошайничества, с ним так и осталась. Он получил дар веры, но теперь ему надо понять, что он должен жить не как другие люди, а выстраивать жизнь по вере. Не стремиться к богатству, карьере, престижу. Если он с этим заданием не справится, то вполне может случиться с ним что-то и похуже, чем слепота.

Сегодня Восточная Церковь отмечает день Максима Исповедника. Он был богослов уже монашеской эпохи, VII века, участвовал в споре о двух природах. По-видимому, размышлял о природе человека. Обычно приводят его догматические вещи, но у него есть и о страстях: как получается, что человека захватывает навязчивое стремление. Греховность этого стремления и выражается в навязчивости. Любая навязчивость во многом блокирует восприятие того, что вне и что внутри, создает тоннельное видение, зашоренность, сосредоточенность на своем желании.

Конечно, отцы Церкви не понимали ничего в биологических механизмах, в химической зависимости, не знали, как органические дефекты мозга воздействуют на внутреннюю жизнь и поведение человека, но опыт захваченности навязчивой тягой, страстью, им был знаком очень хорошо. Они знали пагубность этого и что невозможно борьбе с этим отдать какую-то часть сил: 50%, 80, 85… Помочь может только стопроцентный отказ от объекта тяги. Неважно, каков этот объект. Это может быть ощущение комфорта или парения над серостью будней, доставляемое наркотиком, или погружением в творческую деятельность, или той же религией — список можно продолжить. Нужен полный отказ от принятия удовлетворения, которое эта вещь мне давала всегда, дает и будет давать. Это стопроцентный порыв, как у слепого. Только тут начинают действовать радикально меняющие человека, трансформирующие работу мозга механизмы, основанные на вере в то, что Бог способен изменить меня. Если нет, искушение затягивается, и в конце концов человек ничего не может сделать, тяга превращается в страсть, которая делает человека полностью несвободным.

У Максима Исповедника это прописано. Вещи не новые: Евагрий и предыдущие отцы писали об этом. Но он пишет как человек, прочувствовавший это. Думаю, он понимает нас, и мы можем обращаться к нему с молитвами.

Сегодня латинская Церковь празднует сретение. Не знаю, по каким причинам Иоанн Павел II объявил этот день днём посвященной жизни.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website