Проповедь 7 марта 2010 — 3 неделя Великого Поста, Крестопоклонная
Март 12, 2010«Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 4,14-5,6).
«Иисус, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 8,34-9,1).
Как мы можем заметить, праздники – большое испытание для веры. Нет у нас сегодня аншлага. В какой-то мере это понятно: приходят родные и знакомые в гости, взрослые дети оставляют своих младенцев верующим бабушкам и дедушкам. И приходится пропускать литургии ради угождения ближнему, которому в голову не приходит, что воскресная литургия – это важно. Тут выход, как во всех таких ситуациях, непростой. И верность Богу и Церкви, и верность, любовь, милосердие по отношению к семье и друзьям надо сохранить.
Как апостольское чтение, мы продолжаем читать Послание к Евреям. Авторы его методично работают. Сначала сравнивали Христа с ангелами, показали, что Он не ангел, а Кто-то более важный. Потом выкатили тяжелую артиллерию Ветхого Завета, стали сравнивать Христа с Моисеем. Тоже показали, что Моисей, конечно, учитель и пророк, но Христос несравненно выше. Сегодня сравнивают Его с первосвященником – тем, кто избран, чтобы приносить жертвы за народ. Тут, да, похоже, но священник – существо грешное и слабое. Поэтому он должен приносить жертвы и за собственные грехи. Христос, наоборот, — настоящий священник, а все земные священники – Его бледные отражения.
Эта роль Христа – предстояние перед Богом в литургии за все человечество. В той вечной небесной литургии так красиво не поют, как у нас, священник тоже не такой, как мы теперь видеть можем. Христос перед Богом осуществляет то, что составляет плохо уловимую сердцевину нашей литургии. Литургия Христа непрерывна, это отношения Христа и Бога, любовь, осуществление которой несовершенно без полного отдания любящих за нас.
Я размышлял в последнее время довольно часто о том, что на территории России мы не можем игнорировать присутствие такой большой церковной организации, как РПЦ МП. Мы не можем у этих общин отнять право на тайну присутствия в них Духа Святого и служения Богу, но что нужно понять: они боятся не просто Католической Церкви и нас. Там такая травмированная душа, что самой себя боится, а нас уже во вторую очередь. Тем не менее, от неприязни по отношении к этой церковной структуре я никак не могу избавиться. На рассудочном уровне есть прощение и понимание, а на эмоциональном уровне прощения, открытости, отношения как у врача к пациенту нет у меня. А это значит, что мне Бог благодати прощения в отношении этих людей, этой организации не дал. Я прошу Бога.
Хотя важность взаимодействия с РПЦ МП я для себя не переоцениваю. Для Бога общение между верующими разных церквей важно, но это не полная Его цель. Ему важно общение человечества как целого с Ним.
Пути достижения этой цели противоречивы, как все на свете. Что-то погибает, что-то развивается. Для меня ни РПЦ МП, ни наша российская католическая церковь восточного обряда, и в целом Католическая Церковь как организационная структура не являются ценностью, за которую стоило бы идти на крест. На крест нужно идти за более важную ценность – за Христа. В той мере, в какой мы обнаруживаем, что Христос сейчас через данную церковь говорит. О чем? Может, о достоинстве африканских женщин или о чем-то еще. Но если мы действительно видим, что устами этой церковной организации говорит Христос, — за это надо стоять.
Таинственна реальность Церкви: в Ветхом Завете мы встречаем два взгляда. Один: народ Божий как этноконфессиональная общность евреев в Израиле и в рассеянии, вся совокупность тех, с кем был заключен Завет. Второй: народ Божий как остаток, только те, кто Завет сохранили. Если так посмотреть на остаток, немного наберется по всему миру Божьих людей. Сколько их в нашей церкви – не знаю. Наши слабости очевидны, выпирают наружу. А в то же время эта первая позиция: несмотря на слабости, народ Божий – это все те, кто заключили Завет, все крещеные. Это тоже взгляд, который так просто не отбросить. В крещении есть тайа, выходящая за пределы человеческого разума…
© Священник Сергей Николенко 2010
