Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 7 марта 2010 — 3 неделя Великого Поста, Крестопоклонная

Март 12, 2010

«Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 4,14-5,6).

«Иисус, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 8,34-9,1).

Как мы можем заметить, праздники – большое испытание для веры. Нет у нас сегодня аншлага. В какой-то мере это понятно: приходят родные и знакомые в гости, взрослые дети оставляют своих младенцев верующим бабушкам и дедушкам. И приходится пропускать литургии ради угождения ближнему, которому в голову не приходит, что воскресная литургия – это важно. Тут выход, как во всех таких ситуациях, непростой. И верность Богу и Церкви, и верность, любовь, милосердие по отношению к семье и друзьям надо сохранить.

Как апостольское чтение, мы продолжаем читать Послание к Евреям. Авторы его методично работают. Сначала сравнивали Христа с ангелами, показали, что Он не ангел, а Кто-то более важный. Потом выкатили тяжелую артиллерию Ветхого Завета, стали сравнивать Христа с Моисеем. Тоже показали, что Моисей, конечно, учитель и пророк, но Христос несравненно выше. Сегодня сравнивают Его с первосвященником – тем, кто избран, чтобы приносить жертвы за народ. Тут, да, похоже, но священник – существо грешное и слабое. Поэтому он должен приносить жертвы и за собственные грехи. Христос, наоборот, — настоящий священник, а все земные священники – Его бледные отражения.

Эта роль Христа – предстояние перед Богом в литургии за все человечество. В той вечной небесной литургии так красиво не поют, как у нас, священник тоже не такой, как мы теперь видеть можем. Христос перед Богом осуществляет то, что составляет плохо уловимую сердцевину нашей литургии. Литургия Христа непрерывна, это отношения Христа и Бога, любовь, осуществление которой несовершенно без полного отдания любящих за нас.

Я размышлял в последнее время довольно часто о том, что на территории России мы не можем игнорировать присутствие такой большой церковной организации, как РПЦ МП. Мы не можем у этих общин отнять право на тайну присутствия в них Духа Святого и служения Богу, но что нужно понять: они боятся не просто Католической Церкви и нас. Там такая травмированная душа, что самой себя боится, а нас уже во вторую очередь. Тем не менее, от неприязни по отношении к этой церковной структуре я никак не могу избавиться. На рассудочном уровне есть прощение и понимание, а на эмоциональном уровне прощения, открытости, отношения как у врача к пациенту нет у меня. А это значит, что мне Бог благодати прощения в отношении этих людей, этой организации не дал. Я прошу Бога.

Хотя важность взаимодействия с РПЦ МП я для себя не переоцениваю. Для Бога общение между верующими разных церквей важно, но это не полная Его цель. Ему важно общение человечества как целого с Ним.

Пути достижения этой цели противоречивы, как все на свете. Что-то погибает, что-то развивается. Для меня ни РПЦ МП, ни наша российская католическая церковь восточного обряда, и в целом Католическая Церковь как организационная структура не являются ценностью, за которую стоило бы идти на крест. На крест нужно идти за более важную ценность – за Христа. В той мере, в какой мы обнаруживаем, что Христос сейчас через данную церковь говорит. О чем? Может, о достоинстве африканских женщин или о чем-то еще. Но если мы действительно видим, что устами этой церковной организации говорит Христос, — за это надо стоять.

Таинственна реальность Церкви: в Ветхом Завете мы встречаем два взгляда. Один: народ Божий как этноконфессиональная общность евреев в Израиле и в рассеянии, вся совокупность тех, с кем был заключен Завет. Второй: народ Божий как остаток, только те, кто Завет сохранили. Если так посмотреть на остаток, немного наберется по всему миру Божьих людей. Сколько их в нашей церкви – не знаю. Наши слабости очевидны, выпирают наружу. А в то же время эта первая позиция: несмотря на слабости, народ Божий – это все те, кто заключили Завет, все крещеные. Это тоже взгляд, который так просто не отбросить. В крещении есть тайа, выходящая за пределы человеческого разума…

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.