Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 4 сентября 2010 (Латинский обряд)

Сентябрь 25, 2010

Чтения XXIII рядового воскресенья год С

Могу говорить только про себя. Мы слышали Евангелие – мне показалось, что (понятно, что притчи и призывы Иисуса не говорились одновременно, а записано по памяти из Его слов в разное время, сгруппировано в такие блоки – как представлялось составителям Евангелия, по смыслу) призыв Иисуса оставить все и притчи о строителях между собой никак не совпадают. Даже если я вспомню себя, свой опыт: я крестился, была решимость – Бог должен быть на первом месте, превыше всего (сомневаюсь, что у меня так явно была сформулирована эта решимость). Но я и представить не мог, за сколь многие вещи я держусь, от скольких вещей надо будет отказываться – и чем дальше, тем сложнее отказываться от претензий на здоровье, на сообразительность, на какую-то глубину интеллектуальную, самые простые вещи, связанные с успешностью в жизни. Отказываться от чувства дома, от уюта, родных. То есть заранее вычислить все это я совершенно не был способен.

Далее. В последнее время я остро ощущаю свою несостоятельность как священник: я не знаю, что я могу передать людям. Какие-то вещи, касающиеся жизненного опыта, душевного, психологического?
Да, этот опыт есть. Но вроде там и нет ничего, имеющего отношение собственно к Богу. Я временами думал: был бы у меня прямой опыт загробной жизни, или перехода в это состояние, видение того, как будет, только тогда я бы имел моральное право призывать людей к христианским этим вещам, к видению мира, к поведению, к овладеванию всей христианской картиной мира, мифологией, в каком-то отношении. А так – с моей стороны просто такое «ля-ля-ля». И тут я уперся в то, что сейчас пережить клиническую смерть не хотелось бы. Настолько не хочется, чтобы Бог меня этим облагодетельствовал, что даже несмотря на все возможные выгоды, все равно не хочу.

Последний ход мысли был навеян фразой, где-то мне попавшейся: «бойтесь человека, прочитавшего одну книгу». Я думал, что Евангелие как «одна книга», которая существует для фундаменталистских кругов в христианстве, когда все объясняют: дьявола, бесов, Христа – не могу я так. Еще с Августина, с Павла апостола пошла тенденция: все мирские книги, вся философия – ерунда, одна Книга есть – Евангелие. То, что нужно. Прочел – остальное можно отбросить как сор и не возвращаться. У меня-то картина волнообразная, как такая герменевтическая спираль: есть периоды, когда возникает новый интерес к Писанию, Евангелию, потом он насыщается. Я уже не могу ничего взять, зато это проливает новый свет на другие книги, иные сферы знания. Евангелие освещает новый путь к другим книгам.

Потом от такого естественного знания возникает насыщение, ощущение бесплодности и скуки – и возврат к Евангелию. Но все меньше и меньше. Ощущение: я уже знаю, взял из этого текста все, что можно, раздражение значительное бывает: видишь, как авторы, составители Евангелия, что-то не додумали или недопоняли, а личной встречи с Христом нет. Не представляю, как могла бы быть. И есть страх: а вдруг встречусь, и потом не смогу совсем быть, как я сейчас есть, и буду совсем неуютно себя чувствовать?

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.