Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 05.02.2011 — 5 рядовое воскресенье год А

Февраль 22, 2011

Чтения здесь

Когда звучит евангельское чтение про соль, вспоминают символику соли. Говорят о том, что соль -это консервант. Единственный консервант, который был известен в то время. Если что-то нужно было сохранить, то нужно было это засолить. Понятно, что символика соли для христианина означает, что он обеспокоен хранением чего-то, что подвержено порче и разложению. Есть и второе свойство соли. Христианин — это тот, кто способен придать нашей жизни – это слово часто вспоминает наш епископ – вкус. Он придает жизни настоящий вкус. Ибо вкус жизни сам по себе либо противный, либо никакой. Из этого можно заключить, что те люди, которые писали Евангелие, не ездили на машине по Москве. Им неизвестно использование соли как агрессивного реагента, который разъедает все, с чем сталкивается. Соль — это разрушитель, то, что вызывает коррозию, разложение, агрессивная среда. Вот это то, что мне в современном контексте прежде всего приходит в голову.

В сегодняшнем чтении Исайя говорит о том, чего Бог хочет от человека. И в предыдущих чтениях, скажем, во вчерашнем чтении, бросаются в глаза такие простые своды этических норм: раздели с голодным хлеб твой, скитающихся бедных введи в дом, увидишь нагого, одень его. Были такие домашние таблички, которые в любом порядочном доме висели на стене. Не только в еврейских – но и в языческих домах, среди безбожников. Там было написано – будь хорошим человеком, не обижай никого, не будь алчным, не держи зла. Весь рецепт счастливой жизни был написан на этой маленькой табличке. И отсюда вот такая проблема: люди говорят христианам «мы и так прекрасно знаем, что надо делать, чтобы все было хорошо, чтобы и в обществе жизнь была такая, как надо. Если и существует какой-то Бог, как выговорите, то что это за Бог, если мы не можем Ему угодить, исполняя такие простые вещи. Мы все это знаем. Если Бог есть, мы ему угодны, если соблюдаем эти ценности». Ведь ценности, написанные на этих табличках, глубоко на каком-то фундаментальном уровне людьми разделяются, — люди согласны, что все это правильно. А вокруг какой-то дикий ужас творится, и тогда, и сейчас и во все времена: вот этот контраст между тем как правильно и тем, как есть…

Прежде всего, конечно, вспоминается ХХ век: Германия, Советский Союз, где везде написаны кодексы – будь добрым, веди себя правильно. А вокруг разгул террора, сатанизма, безумия. То есть, ничего не получается, не работают правила почему-то. И то, что люди неверующие, не знающие Христа, остаются добродетельными по-своему, еще больше подчеркивает эту несуразность. Что индивидуальная, частная добродетель человека, проистекающая из каких-то хороших пожеланий, ничего не способна изменить во всем процессе искажения и разложения мира. Когда первые христиане обдумывали свою позицию, это была противоречивая ситуация, которую символика соли хорошо выражает. С одной стороны задача была продемонстрировать окружающему миру, что мы разделяем эти же ценности, которые до нас были, что мы и есть воплощение этих ценностей, которые вы разделяете. Что наша соль сохранит все, что для вас дорого и ценно. Но с другой стороны, мы пришли весь этот привычный мир стереть с лица земли. Каждый раз, когда мы читаем молитву «Отче наш», мы молимся о том, чтобы этому миру пришел поскорее конец. Чтобы соль как можно скорее его разъела, и рухнули все системы, которые строились без Бога.

Потому что механизмы добра и благие идеи работают тогда, когда признается, что за ними стоит Бог, когда они делаются ради Него, в Нем, через Него. И это видно на практике: когда человек делает что-либо ради Бога, у него уже не стоит главная цель, как быть хорошим, как правильно поступить в той или иной ситуации, а как с Богом наладить отношения. Каким образом все время оставаться в контакте с Ним. Наверное, об этом Павел говорит во втором Чтении. Что он, придя к коринфянам, чувствует свою совершенную беспомощность объяснить им что-то с точки зрения общепринятых норм. Ничего нового сказать в этом смысле уже не получится. Единственное, что его занимает, — это Христос распятый, потому что Павел все время видит Его перед собой и понятно, что все остальное зависит от Него. Но как объяснить людям на пальцах, что такое успех в жизни, в делах, личная самореализация — каким образом все это связано с Христом, как на практике все это осуществить, вот это уже непонятно. Там еще много говорится про свет, но про него уже трудно что-то сказать, потому что возникает противоречие между тем, что все как бы понятно, что все эти идеи, и моральные нормы, и правила поведения давно известны, — но они не работают. При этом действительно возникает ощущение глубочайшей тьмы. От такого парадокса сознание останавливается и не хочет ничего делать, не хочет идти дальше. Но при этом есть свет, -если его видишь, когда его видишь, то можно на него идти. По нему ориентироваться, больше ничего.

© Священник Кирилл Горбунов 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website