Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10 июля 2011 (Византийский обряд)

Июль 19, 2011

Рим 6, 18-23; Мф 8, 5-13

Не знаю, обращали ли вы внимание, что в Новом Завете хорошо получается с офицерами. Вот эта история с сотником, потом в Деяниях Апостолов обращение сотника Корнилия, и другие эпизоды есть. С солдатами не получается, с солдатами прямо беда. Когда Иисуса перед казнью отдали солдатам, они над Ним произвели шутовской обряд коронования, — шутовские действия, связанные с насмешкой, оскорблением, на это всегда тянет человека, у которого подавлено его человеческое достоинство. Рабская психология. И действительно, солдат это существо бесправное, ему все приказывают, а он никому не приказывает, он может только выплескивать протест и агрессию в насилии над жертвами, врагами и над мирным населением. У офицера не так. Он более благородная фигура, инструмент передачи власти, передачи приказаний от высшего начальства к солдату, нижестоящему. Власть отдавать приказы, это то, что придает человеку достоинство. Другая, конечно, очень важная для истории особенность офицерской психологии, — он знает силу слова. Приказ — он сказал и делает, не толкает, а говорит. И человек идет на смерть или убивает других людей. Делает дела, может быть, непереносимые для человека в обычном состоянии, но сила слова оказывается больше. Больше, чем сила этого человека.

Иисус говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Этот офицер — он с севера, из Сирии. Оккупационные войска, которые были в Палестине, набирались не из итальянцев, а из сирийцев, поближе. Сейчас мы с пренебрежением относимся к африканцам, а в те годы это было развитое место, достаточно высококультурное и грамотное, неслучайно была Антиохийская школа катехезы в Сирии. Я сейчас фантазирую, конечно, — но возможно, что человек был достаточно развитый и благородный. Я перейду к теме дворянства. Что офицер, что дворянин — это человек, не принадлежащий себе. Не принадлежать себе, быть исполнителем более высокого порядка, государственного, иметь чувство достоинства и знать силу слова, — это для христианина очень важно. В Российской империи путь дворянства накануне революции, во время войны 14 года был простой. Офицер, — неважно младший, старший, — который получал за храбрость георгиевский офицерский крест, орден, получал автоматически почетное дворянство и потом уже повышали его как дворянина — за исполнение долга, храбрость.

Еще одно про этого сотника, — что он пошел просить Иисуса из-за слуги. На самом деле, наверное, не просто из-за слуги, я не знаю, какие там были воинские должности, но в принципе у старшего офицера есть ординарец и адъютант. Ординарец — это человек, который во многом является просто телохранителем офицера, не просто обслуживает его военный быт, но и заслоняет его собой на поле боя. Адъютант — это несколько иное, это личный порученец. Если обращаться к недавним временам, во время Первой мировой войны, во время гражданской в русской армии старшие офицеры брали себе в адъютанты, как правило, молодых офицеров из хороших семей, из дворянских. Имея в виду, что это человек не просто интеллектуально развитый, но что у него есть кодекс чести и высшие цели — защита государства. То есть достоинство. Может быть, я сейчас неправомерно переношу эти соображения на историю со слугой сотника в Капернауме, но я просто хочу, чтобы оценили, чем была вызвана такая забота сотника о своем слуге. Это забота, связанная с высокими ценностями. Думаю, что Иисус чувствовал себя достаточно свободно и не приходилось Ему вести никаких предварительных разговоров как с самарянкой у колодца, с другими. А тут все уже готово для возникновения веры через вот это чувство.

Надо сказать, что Иисус тоже проявляет бойцовские качества, военные, которые требуют хорошо развитого чувства собственного достоинства. Собственно, это способность отступать, не теряя голову, не впадая в панику и не унывая. Сносить поражения с достоинством, накапливая силу, тем самым выходить победителем на самом деле. Эти сцены Иисуса уже у царя Ирода, у Пилата на допросах, — Ироду Иисус вообще не отвечает ни слова, а перед Пилатом Иисус не проявляет никакой неконтролируемой агрессии. Иисус видимым образом бессилен и проигрывает, но на невидимом плане Он успешно преодолевает страх, сохраняя спокойствие духа, тогда как и Пилат, и Ирод из этих эпизодов уходят растерянными, потрясенными. Пилат вообще в раздвоенном состоянии, поступает против собственной воли. Вот такая военная тема у нас сегодня возникла, и в христианстве у Игнатия Лойолы все вопросы духовной жизни, духовной дисциплины самоотречения показаны через военную терминологию.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website