Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 6 ноября 2011 (Византийский обряд)

Ноябрь 11, 2011

Гал 2, 16-20; Лк 16, 19-31

Давайте, как обычно, с этим текстом поразговариваем, чтобы стало еще раз понятно про Бога и про самих себя. Хочется сказать сначала, что богач это плохой человек, поэтому он попал вот так, а Лазарь это добрый человек. Но не совсем получается, потому что богач не такой уж бессердечный и черствый человек, он в аду озабочен судьбой членов своего рода. Он думает не только о том, что мучается сам, и что ему плохо – он думает о родственниках, о потомках, чтобы они не попали в такие же условия, и это немало. Про бедняка мы ничего не знаем, хорошо он жил или плохо, мы видим только – бедный человек, значит, нищий человек. Не воровал, а подаяния просил, сколько дадут, этим жил. Можем предположить, что смиренный человек, уповающий на Бога. Хотя могло быть и иначе, просто больной и пассивный человек, воли на какие-то активные действия не было. Еще один момент в этой притче есть, что богатого похоронили. А Лазарь умер, и как Лука здесь говорит, ангелы его отнесли на лоно Авраамово, то есть умер, как собака, никому не нужный.

Первая вещь, которую о Боге эта притча мне говорит – тот, кто на земле никому, как кажется, не нужен, нужен Богу. Бог такой, что ему нужны все. Тогда возникает вопрос, а как же с богачом? Он мучается, осознал все, перевоспитался. Что с ним-то будет? Эта притча нам не дает ответа на этот вопрос, она посвящена другому. Она посвящена, скорее, тому, что богач попал в ад, потому что у него взгляд на людей очень узкий. Вот есть «мои», родственники, дети – вот это продолжение меня, я должен о них заботиться, и должен их любить. А остальные все – до них мне нет дела. Если у человека такая позиция, значит, внутри у него сломано нечто, самое важное. Способность к любви, к тому, чтобы любить все творения Божии, как Бог. А о том, как это воспринимает Бог, говорится в других притчах, – притча о пастухе, который, имея сто овец, потерял одну и бросается за ней, оставив остальных овец, притча о блудном сыне. Видим, что страдает Бог, когда не получает ответа, но сделать ничего не может, если они сами не хотят. Мы видим в этой притче сочетание всемогущества Бога и бессилия. Бессилия, которое показывает, как много на самом деле зависит в этом мире от нас. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website