Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 11 февраля 2012 — 6-е рядовое воскресенье (Латинский обряд)

Февраль 22, 2012

Лев 13, 1-2. 45-46; 1 Кор 10, 31 — 11, 1; Мк 1, 40-45

Начну с сотворения мира, чтобы самому понять, о чем идет речь. Проказа входила в класс человеческих болезней, характеризующих нечистоту человека. Пребывание прокаженного вне стана – знак того, что он опасен для людей, для народа Божьего. Здесь, конечно, нужно делать еще поправку на жаркий климат, где мгновенно распространяются эпидемии кожных, инфекционных, желудочно-кишечных заболеваний. Такая же проблема с менструациями – был такой страх перед всеми выделениями и истечениями из человеческого тела, что даже нормальное месячное кровотечение вызывало опасение, что это может быть кровотечение, вызванное какой-то опасной заразной болезнью. Женщина в это время объявлялась нечистой, должна была сидеть дома и не ходить в храм.

Прокаженные жили общинами вне города. Болезнь инфекционная, заразная и очень неприятная на вид. Хотя там есть разные стадии и разные проявления. Иногда чуть заметные дефекты кожи, иногда вплоть до того, что человек весь покрыт язвами и шелухой. Они жили общинами за пределами стана и составляли как бы анти-общины, если можно так сказать. Люди, которые там собирались, ощущали себя наказанными Богом. Справедливо или несправедливо, это уже кто как. По внешней необходимости, не по внутренней, не по склонности друг к другу они продолжали жить вместе, но каждый из них мечтал о том, что он исцелится от болезни и наконец эту общину покинет. Войдет в нормальную жизнь. И это, конечно, вызывает определенные аналогии с терапевтическими общинами и с нашей семьей святого Лазаря. Сейчас я эту тему не буду развивать, я только Евангелие попробую проговорить.

Иисус этого прокаженного, осмелившегося подойти к Нему, исцеляет и говорит: пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое по закону Моисееву во свидетельство им. Не говори никому о том, что Я это сделал, но соверши требуемую по закону процедуру перед священниками во свидетельство им, священникам, — что Бог исцеляет прокаженных, что Бог это может. Мне тут видится некая образцовая для нас позиция, хотя и трудно осуществимая, то есть, если через нас или нашими руками совершается какое-то чудо, какое-то доброе дело, у нас есть двойная задача: сделать так, чтобы нас не считали авторами и инициаторами этого чуда, и одновременно сделать так, чтобы люди о нем узнали, потому что это свидетельство. У каждого человека есть потребность, находясь в повседневной жизни, под повседневным прессом зла и греха получать такие уведомления-свидетельства о том, что Бог действует, что Он совершает чудеса. Это постоянная наша потребность и она нормальна. Мы нуждаемся сами в ее удовлетворении, у нас есть обязательство перед другими удовлетворять их потребность в этом по мере наших возможностей. Это одна тема, ну и тут Марк с неудовлетворением констатирует, что даже у Иисуса это как следует не получается, потому что исцеленный прокаженный начал рассказывать о происшедшем, и мы не знаем, как он об этом рассказывал, что ему в голову стукнуло, как он увидел и воспринял происшедшее. Мы видим только ,что в результате он создал Иисусу такую репутацию, что Иисус не мог войти в этот город. Думаю, что в евангельской истории нашла отражение практика христианских общин конца первого века, когда что бы там ни делалось, в этих общинах, обязательно находились люди, которые представляли это в таком виде, что нормальные обыватели эти общины начинали гонять.

Вторая тема – что такое исцеление вообще. Когда Иисус вот так очищает, что получается в результате? Такие исцеления у Иисуса получаются в Евангелиях, это видим, но у читателя Евангелия создается впечатление, что у Иисуса абсолютно не получаются другие вещи, например, помочь человеку с ампутированной конечностью. То, что ящерице получается восстановить оторванную ногу, у Иисуса, кажется, не получалось. По крайней мере, не зная этих деталей иудейской ментальности, читая Евангелия, мы можем прийти к заключению, что у Иисуса был очень узкий диапазон болезней, которые Ему удавалось исцелять. Но болезни, связанные с дисфункцией тела, может быть с очень тяжелой дисфункцией, приводящей к параличу, которая, может быть, была от рождения и потом оказывается связана с нечистотой как с грехом, это Иисус восстанавливает. Об этом мы читаем, — видим, что сила, которую Он передал Церкви, это прежде всего сила такого вот восстановления – восстановления искаженности человека. Человек с ампутированной конечностью, он инвалид, но при этом он может быть здоровым внутри. Внутри и на психическом, и на соматическом уровне. Может быть очищен в библейском смысле.

Тема общины и анти-общины. Да, в специализированную христианскую общину человек приходит как в свой дом, в место, где его примут и поймут. Но на самом деле это не то место, где ему хотелось бы быть всей душой. Всей душой ему хотелось бы быть с друзьями, которые поддерживают, с которыми интересно и которые не требуют ничего взамен, не выставляют никаких условий в отношениях. В христианской общине, тем более в такой специализированной, условий, ограничивающих общение, выдвигается очень много. Все эти условия терапевтические и христианские по духу, но они тяжелые. Это необходимость не просто быть искренним, а быть над своей искренностью. Иметь еще и честную рефлексию… Бывает искренность в депрессии, полная искренность в эйфории, но это два разных человека, мы не видим, что их что-то связывает воедино. Честность рефлексии — это самое тяжелое условие, которое у нас есть. И необходимость терпеть сумасшедших, и терпеть самих себя на этой группе и в нашей общине в те периоды, когда мы сами сумасшедшие. А эти периоды всегда есть. Никто из нас не может похвастаться стабильным здравомыслием. Счастье и, может быть, главный дар, который Бог таким общинам дает, это дар того, что мы сходим с ума не одновременно. Наш обмен дарами построен на этом. Слава Богу за всё.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website