Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 22 сентября 2013 — Рождество Пресвятой Богородицы (византийский обряд)

Сентябрь 23, 2013

Флп 2, 5-11; Лк 10, 38-42; 11, 27-28

Вермеер. «Христос в доме Марфы и Марии»

Сейчас появилось в интернете интервью, которое папа Франциск давал одному иезуитскому издателю. Большое интервью, больше чем на 20 страниц, и его отличает то, что вопросы задавались умные, поэтому ответы папы наполнены смыслом и представляют большой интерес. Этот текст, я надеюсь, переведут на русский язык в ближайшее время. Поскольку там идет разговор между двумя иезуитами, довольно много места уделяется иезуитской духовности. Собственно, почему папа Франциск избрал этот вид духовности для себя и прожил им всю жизнь?

Во многом разговор касался процедуры распознавания. Распознавание – это такой метод мистической жизни иезуитов. Вчера мне пришлось об этом говорить в школе катехизаторов. Как ни удивительно, для людей это все в диковинку. Когда нам предстоит какое-то жизненное решение, которое мы стремимся осуществить по воле Бога, принять волю Его правильно, то, как и в светской жизни, принятию решения предшествует анализ. Мы исследуем все обстоятельства дела. Какова цель этого дела, хорошая она или плохая, или, может быть, дело само по себе хорошее, но не нужное, или не самое нужное на сегодняшний день. Мы исследуем, какие у нас есть возможности для осуществления этого дела, ресурсы, инструменты. Инструменты самого разного рода, в том числе наши внутренние личностные и психологические инструменты. Хватит ли у меня знаний, способностей, решительности, может быть. Это исследование объективных обстоятельств этого дела.

А другая вещь — это изучение моего внутреннего состояния, прежде всего, мотивов. Насколько я чист сердцем в моем стремлении сделать это дело. Не преследую ли я каких-то тайных левых целей, которые не имеют ничего общего с достижением славы Божией. Характерно, что все эти исследования проводятся как бы на молитвенном фоне. Все это человек старается делать перед лицом Божиим. Человек может, если ему что-то неясно, исследовать Писание, исследовать учение Церкви. Но, в конечном счете, ответ приходит в молитве, которая на основании всей этой проделанной работы обращается к Богу, Иисусу Христу. И человек получает ответ через совесть или через какую-то интуицию. Иногда это бывает озарением. Но чаще решение у человека просто вызревает как решение, которое, несмотря на возможные трудности и неприятности, приносит тот внутренний покой, который человеку дает чистая совесть.

Распознавание может быть индивидуальным, а может проводиться и группой людей, которых человек привлекает на помощь. Это могут быть и друзья, и священники, и люди из прихода, которые склонны к распознаванию жизни по воле Божией. Иногда это могут быть коллективные решения, которые касаются или прихода, или целой епархии. Самый яркий пример такого распознавания в масштабах Церкви – это Вселенские соборы.

Если этого не происходит, то жизнь превращается в то, что в сегодняшнем Евангелии называется суетой. Как Иисус говорит Марфе — ты заботишься и суетишься сейчас о многом – и вообще, по-видимому, всегда суетишься, – а нужно только одно. А у Марфы ощущение такое, что она страшно занята, что у нее масса важнейших дел, не успевает ничего, никто ей не помогает, она обижается на всех. А дело простое – она не подумала, не помолилась, что сейчас важнее всего сделать. Важнее всего было послушать Иисуса — не так часто Он приходит. Понятно, что суетливость — это на самом деле проявление порока лени, когда человек противится тому, чтобы всерьез обдумать свою жизнь. Порок лени, по сути, это нежелание человека делать духовное усилие. Он может при этом выполнять какие-то привычные дела, и выполнять очень активно, и уставать от этого, и совершенно старается не думать о том, что сейчас надо остановиться. Самое главное сейчас — остановиться, выйти из этого круговорота суеты. Иисус, как мы видим на протяжении Евангелий, все время останавливается. В Евангелии описаны такие замечательные моменты, когда Он исцеляет, учит людей, и все получается, и все идут к Нему, а Он вдруг поворачивается и от них уходит, в гору или какое-то другое уединенное место, где можно в тишине подумать и помолиться. Важно, как Евангелия это показывают, что оттуда Он приходит с какими-то принципиально новыми и обновленными решениями. Это все не шутки. Ленивый человек не спасается в том отношении, что он не способен отдать себя Богу. Предать себя Богу. А когда имеешь дело с Божественной реальностью, особенно с реальностью, к которой мы сейчас приступаем на литургии, половинчатых решений и половинчатой позиции не может быть. Тогда просто не получается ничего. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website