Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 8 марта — 1 воскресенье Великого Поста

Апрель 19, 2014

Быт 2, 7-9; 3, 1-7; Рим 5, 12-19; Мф 4, 1-11

Вспоминаю, как лет десять назад я бодро объяснял на группах сцену грехопадения, что она означает, как все устроено — мне очень нравилась экзегеза. Сейчас, по мере того, как приближалось это время, я все больше чувствовал, что плохо понимаю, что там изображается. Первое чтение составлено из двух частей: первый маленький кусочек из второй главы книги Бытия, а потом идет сцена грехопадения из третьей главы. Вначале звучит фраза из второй главы книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2, 7). Прежде чем рассказывать о грехопадении, просто объясняется, что такое человек – это душа живая, которая создана из земного праха, и в которую Бог вдунул дыхание жизни. Есть описание бытия человека как земного элемента, в котором присутствует это вдохнутое Богом дыхание жизни. И без Бога никакого человека не существует.

В богословии ХХ века — хоть это восходит еще к греческой философии – говорится об автономии земных ценностей: не нужно обязательно обращаться к сверхъестественным вещам, чтобы понять многое из того, как устроена жизнь. С другой стороны, без учета Бога человека совершенно невозможно понять. И дальше как раз и описан этот конфликт, когда человек впервые осознал свою отдельность от Бога и осознал, что он может противопоставить себя Ему принципиальным образом. И тогда у человека все начинает разваливаться — и отношения с самим собой, и отношения со своим ближним, и отношения с миром. Все неожиданно оказывается источником скорби. И подчеркивается, что это произошло не потому, что человек выбрал какое-то зло, что-то плохое, — он же не за наркотиками и порнографией потянулся, а за знанием, которое само по себе хорошее, просто Бог каким-то образом просил учитывать Его мнение при исполнении этого желания. Но человек идет на поводу у своего сомнения. И важно в этом тексте, что для писателя, который это писал, змей не есть дьявол и сатана, — нет оснований так думать, это уже более позднее христианское прочтение этого текста. Змей на языке этой культуры — это просто житейская мудрость: то, как устроен мир, правила поведения в этом мире — они диктуют человеку, что каким-то образом ты должен быть свободным, самодостаточным, и так далее. В этом сознании дьявол как бы даже и не присутствует, но для христианского сознания несомненно, что только дьявол, используя мудрость земную, может предлагать человеку такие вещи.

В евангельском Чтении мы видим восстановление разрушенного порядка. Для всего человечества это произошло в искупительных страданиях и воскресении Христа, а для самого Христа какой-то момент выбора, как подчеркивает евангелист, это момент, когда Он перед лицом дьявола, искушающего Его, утверждает Себя самого, — утверждает, что к Нему относится это требование абсолютного повиновения Богу. Которое дьявол пытается проверить с помощью трех вещей: первое — какие-то вещи, нужные для жизни, как этот хлеб, второе — это безопасность, и третье –власть. Мы читали сейчас Нибура — он говорит, что заповедь любви для человека проверяется в его способности следовать словам «не заботьтесь». Но человек всегда заботится или о том, что хлеба мало, или о том, что ему угрожает какая-то опасность, или он хочет проверить, насколько способен противостоять опасности сам по себе. Или насколько он способен своей волей определять ход вещей, природу власти, как она работает в этом мире. Христос утверждает, что все это в конечном итоге принадлежит Богу. И я все это в очередной раз знаю, а как это применить в своей жизни, не очень понимаю. Аминь.

© Священник Кирилл Горбунов 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website