Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29 июня 2014 — Неделя 3-я по Пятидесятнице

Август 3, 2014

Рим 5, 1-10; Мф 6, 22-33

Для меня сейчас в этом Евангелии ключевой была фраза «Око — светильник для тела». Забота о чистоте глаза. Конечно, речь идет не о физическом глазе, а о всей системе нашей личности, которая воспринимает происходящее. В этом смысле око смотрит: и вовне око смотрит, и вовнутрь самого себя, воспринимает и оценивает. Духовный смысл восприятия — в оценке воспринимаемого.

Дальше Иисус говорит на тему «не заботьтесь о том, о чем заботиться так сильно нужды нет». Я так понимаю, что идет речь об извечном и фундаментальном человеческом страхе, что мне чего-то не хватит. Не хватит удовольствия в жизни, комфорта, вещей не хватит, любви, продолжительности самой жизни не хватит. Вот эти вещи. Вот этот страх, который заставляет человека, когда он оказывается в обществе, начинать работать локтями, пробиваться. И одновременно это порождает стремление распространять вокруг себя сферу, которую я могу полностью контролировать. Это область моей безопасности, но не надо это путать с областью свободы, потому что свобода осуществляется всегда на границах этой зоны безопасности. А вот у человека, пораженного грехом, в эту область входят основные потребности, в том числе потребность быть защищенным не только от фактических врагов или трудностей, но и от придуманных. От врагов, которых мне навязывают, чтобы я их боялся, для того, чтобы политики и нечистые на руку богачи могли делать свои дела, и так далее. Вот это как раз и затрагивает вопрос ока: светло око или нет.

Понятно, что человек в информационном плане нуждается в обществе, потому что в одиночку человек не выживает — выживает группа, выживает большое общество. Люди нуждаются и в знании, которое доступно другому, а мне недоступно, в большом обществе нуждаются в средствах массовой информации. Но есть вопрос, как быть защищенным от вранья, как сделать так, чтобы мое око было действительно светло, а не темно. Это вопрос не поиска формальных истин или поиска формально правдивой информации обо всем, а это духовный вопрос. Вопрос чутья или интуиции: о чем я должен заботиться, а о чем нет. Может быть, один из подходов к решению этого вопроса – это наблюдение за собой. Что со мной происходит в ходе вот этого восприятия, впитывания, в ходе этого стремления расширить контролируемую зону. Не ломаюсь ли я как человек, и, прежде всего, не ломается ли моя способность концентрироваться на Боге?

Концентрация на Боге рассеяности не терпит, она требует способности сосредотачиваться на предмете. Причем в случае Бога это предмет, требующий отрешиться от сиюминутных беспокоящих вещей, а потом отрешиться от вещей, которые по жизни меня так сильно беспокоят и к которым я привязан. И в конечном счете отрешиться от всего, и в созерцании как бы отдать Богу всё, предстать перед Богом голым и пустым. И тогда уже Бог наполняет эту пустоту тем, чем Он хочет. Качество молитвы в этом отношении является серьезным показателем того, что делается с оком. Есть в нашем психическом состоянии такие навязчивости, которые иногда бывают непреодолимыми. Но нужно различать навязчивости, которые не имеют нравственного значения, а просто связаны с нашим нездоровьем, и есть навязчивости нравственного порядка. Через них действует дьявол. Иисус говорит о связи ока и тела: когда око очищено, то оно способствует и очищению тела, и очищению психики, очищению всего. И наоборот. Моральные затемнения в оке начинают портить всё тело.

В листочке мы поместили текст о социальных коммуникациях, о сетях. Сегодня мне кажется, что уже и наши католические епископы России забеспокоились по этому поводу. Потому что не удается защищать верующих — особенно тех, кто погружен в социальные сети всерьез. Тут можно говорить об интернет-зависимости, но я бы этого термина сейчас избегал. Стремление, которое сейчас люди удовлетворяют в социальных сетях, раньше люди удовлетворяли, приходя на базар. Отсюда, собственно, само выражение «базарить». Помимо торговли, там шел обмен слухами. Такой обмен слухами — это не информационный феномен. Он имеет и информационную составляющую, но она не очень значительна по сравнению с эмоциональной и духовной составляющей. Человеку, который приходит на базар, надо взбодриться. Этого его главная потребность. Взбадривается он за счет обмена с другими людьми – мы говорим «острые новости», но на самом деле новости — это просто новости. А острота это другое – это наша реакция, которая как бы оживляет нас и на какое-то время придает нам жизнь. Неважно, оживляемся ли мы от радости или наоборот, от страха. Но радость от светлого ока — она другая, а радость человека, стремящегося к контролю, состоит больше всего в посрамлении врагов – реальных или, чаще всего, воображаемых. Стремиться к посрамлению и за счет этого получить себе эндорфинов — это такая страсть. Страсть и, соответственно, в какой-то мере тут можно говорить о зависимости. Люди обмениваются этим всем и превращаются из людей в толпу, в чернь. Им кажется, что они за что-то борются, как-то осуществляются, но на самом деле они представляют собой чернь, которой очень легко манипулировать. Манипулировать, в частности, через эти острые новости.

Тексты документов католической Церкви по средствам массовой коммуникации, как правило, вежливые и сдержанные, они эту проблему намечают как бы штрихами, но стараются больше сконцентрироваться на позитиве. На том, что Евангелие можно и нужно нести через СМИ, через социальные интернет-сети. Но это в какой-то мере ерунда, потому что это в точности то же самое, что рассказывать про Евангелие и про богословие запойным пьяницам. Они бы, может, и рады послушать, но зависимость не позволяет им пустить это в себя глубже, чем уши. Такая же вещь с этой базарной зависимостью, с интернет-зависимостью. Парадокс заключается в том, что такой человек может получить пользу от интернета только в том случае, если откажется от участия в этом. Как бы откажется от интернета. Не только миряне, но и монахи, и сестры, и священники всему этому у нас подвержены, и это прямо противоречит соответствующему положению Канонического Права о политизированности и вовлеченности в вещи, которые от Евангелия на самом деле отвлекают. Верующие и те же самые священники начинают переписку в сетях и обмен материалами как бы с чистым стремлением евангелизировать, но этот процесс описывается фразой «метать бисер перед свиньями», он очень опасен для того, кто это делает. Незаметно-незаметно человек вовлекается в эту базарную перепалку и становится частью толпы, только с какой-то религиозной риторикой, а по сути всё то же. Богу это, конечно, мало угодно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website