Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

14 сентября 2014 — Неделя 14-я по Пятидесятнице

Сентябрь 27, 2014

2 Кор 1, 21 – 2,4; Мф 22, 1-14

Чего только нет в этой притче, даже антитеррористическая операция. Брак — это вообще важное дело, но у нас он приобрел индивидуалистическую окраску: это внутреннее дело двоих, которые друг от друга без ума (и друг без друга часто тоже). А в родовом обществе брак — дело рода, социальное событие. Люди, которых приглашают на брак, — это родственники, какие-то важные люди, представители других семей и родов. Приходя, они тем самым показывают, что они одобряют эту новую семью и детей, которые родятся, что не будут с ними враждовать и обижать их, и прочее. Это очень важный момент свадьбы. А здесь прямо-таки трагедия – не только люди не приходят, но и этих посланцев, которых царь посылает для приглашения, убивают. Демонстрация крайней степени неприятия – не принимают ни царя, ни сына его, ни всех его планов. За этим следует антитеррористическая операция, и от людей этих и от города их не остается ничего. Тогда царь посылает к другим, к тем, кто находится за пределами этого перекрестья дорог, выходящих из города. Там желающие находятся и приходят, очень хорошо. Но не все понимают, куда они пришли. В Библии непонимание роли чаще всего выражается через одежду, которую человек надевает некстати. Человек пришел не в хорошей, не в брачной одежде, а в какой-то другой. Может быть, в одежде, в которой он торгует или еще что-то делает. Бросают этого человека в тьму, где плач и скрежет зубов. Думаю, что Иисуса сильно допекли к моменту, когда у Него родилась эта притча.

Конечно, интересно, кто из нас, по сути дела, пришел сейчас на пир Агнца в брачной одежде, кто не совсем в брачной, кто совсем не в брачной. Существенно, что кто-то не пришел, считая, что есть гораздо более важные дела. Отчасти это их вина, отчасти наша: им не видно, что то, что мы делаем на литургии и после литургии, это дело первостепенной важности.

Но все же я вернусь к Иисусу, потому что Он рассказывает эти все вещи, идентифицируя Себя с Сыном. Человеческая история такая большая, в ней много и просто хороших людей, и очень хороших, и выдающихся, и людей с сильными пророчествами, чудесами и воскрешениями. Есть немало людей, которые себя считают и называют воплощениями Бога. Некоторые из них проводят время в уютных оборудованных палатах, другие пользуются очень большой популярностью у людей. Почему мы останавливаемся на Иисусе? Почему останавливались эти ученики, нам понятно. Простые, малообразованные люди, воспитанные в одной традиции — не бедной, но и не богатой. С тех пор человечество перемешало достижения многих культур, и много очень всего знает, гораздо больше, чем хотело бы знать. Почему именно Иисус? Мы видим эти чудеса, Воскресение, передачу Духа. Но повторяю, что есть и другие подобные люди, повествование о которых встречается в агиографических повествованиях разных религий.

Иисус берет на себя ответственность. Берет на себя ответственность за слова и обещания, которые пересказывают апостолы. Из этих слов кое-что сбывается, но кое-какие вещи, и это принципиальные вещи, не сбываются: обещания скорого возвращения, которые есть в Евангелиях, и в апостольских посланиях первого века, не сбылись. Где гарантия, что сбудутся другие вещи? Иисус взял на себя ответственность адресовать весть о спасении через Него ученикам и в какой-то мере последующим поколениям. Мы этого точно не знаем — каким именно образом ученики переосмысливали и изменяли фразы Иисуса, разумеется, не на 100%. Он берет на себя ответственность обещать нам, а мы вольны брать на себя ответственность довериться Ему. Или довериться, или не довериться.
Довериться Ему на половину или на три четверти, или на 99% — это то же самое, что не довериться. Такая особенность веры. У человека в течение жизни вера может ослабевать, он может ходить какими-то другими путями, но возвратиться на путь без стопроцентной веры, по-видимому, не получается, хотя я не уверен сейчас, что вообще корректно о таких вещах, как вера, говорить в процентах. Но суть такая: если мы на себя такую ответственность берем, то проверять, не ошиблись ли мы, — за один день не проверишь, за год не проверишь. Свидетельство в Церкви -это такое свидетельство, что, если мы доверяемся Иисусу и живем, как Он рекомендовал, по заповедям, то, по-видимому, Богу это угодно. Но интересно, если бы мы жили по заповедям блаженства, высказанным лидером какой-то другой религии, буддизма или зороастризма, или какой-то еще, благоволил бы к нам Бог так же или не так? Трудно ответить на этот вопрос, потому что жизнь в благодати, она такая универсальная. Мы можем находить ляпы в буддизме или даосизме, а можем находить ляпы в Евангелиях. Если мы настроены на нахождение ляпов, то туда нам и дорога. Если ищем жизнь в благодати, тогда Христос для нас — это не только евангельский персонаж, но более объемная личность. Возможно, сейчас это уже такая корпоративная личность, во всяком случае, сверхличность, с которой общаться просто так, как с человеком, не получается. С этой сверхличностью приходится общаться основаниями своей жизни, не поверхностными вещами, даже не тем, что мы понимаем или не понимаем, а самыми глубинными корнями.

Главный назидательный пример у меня, как всегда, N. Когда я ей говорю, что надо молиться, она пишет: «Он мне это всё устроил, и я Ему буду молиться?» «Вы мне не доказали, я не вижу, что вы мне доказали». Я ей тупо пишу в 250-й раз, что молиться нужно для того, чтобы увидеть вещи, которые не видишь. Парадокс, что в таком состоянии молиться — это подвиг. Потому что молитва -это всегда отказ от собственного «я». От своих бед, от своей справедливости, от своей правды, от всего. Я допускаю, что на Украине и в Донбассе с обеих сторон люди ходят в церковь и истово молятся. Но повторяю (я эту мысль не раз уже высказывал), что они находятся в таком состоянии, что их молитвы не доходят. Точнее сказать, доходит до Бога совсем не то, что они желают получить в молитве.
Точно так же вот это грядущее мероприятие, которое пройдет «за мир и против противных властей». Люди внутренне не готовы. И в общем, это мы видим по плодам таких мероприятий: всё уходит в песок. Договориться между собой никто не может. Властей боятся, сами власти боятся, атмосфера страха, недоверия. В общем, такая вот тысячеголовая N, за которую сейчас нужно будет помолиться.
Резюме такое: молодцы, что прочли Евангелие, но Иисуса надо стараться понимать как лицо Троицы. Понимать Его связь с двумя другими Лицами. Для этого надо молиться. Понимание даст плоды – такие, о которых сейчас даже, может быть, некоторые и не думают, что такие плоды могут быть и должны быть.

Те, кто не знают ничего лучше, чем ходить на эти марши, демонстрации, Майдан и всё такое, пусть ходят – очень хорошо, если они это делают по совести. Но те, кто знают лучший путь, духовный путь и не идут им, а предпочитают так вот прогуливаться, — это просто грех. Грех безответственности перед лицом Божьим. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website