Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 19 июля 2015 — Неделя 7-я по Пятидесятнице

Август 18, 2015

10_1a53f8e9c716f08c1b2f185e94f5c20c

Рим 15, 1-7; Мф 9, 27-35

Очень соблазнительные тексты из этой главы. Про слепых – как они вдохновились, покричали Иисусу «исцели-исцели», и готово дело, все хорошо. Сейчас я предвкушаю, как мы поедем на праздник в Е-но. Там основная масса людей – это будут либо совсем новички, либо люди, которые несколько лет как перестали употреблять, и жизнь у них стала налаживаться. Они думают, что все их прежние мечты об успешной жизни будут потихоньку исполняться, это подпитывает их энтузиазм. А большая часть людей, которые окончили программу уже давно, просто не приходят, потому что видят, что эти мечты не исполняются. Возвращения к желанной жизни в мечтах тоже нет, потому что программа в какой-то мере научила трезвости, то есть, жить реальностью, а не мечтами. А реальные успехи от прекращения употребления, успехи, связанные с частичным восстановлением здоровья и работоспособности, это все за несколько лет уже произошло, и все. Дальше открывается, что они на самом деле к благополучной жизни, как ее показывают в глянцевых журналах и в американских фильмах, не способны. И начинается непреходящее уныние. Уныние, обида на Бога, на судьбу и все такое. Противоречивое состояние: с одной стороны, есть благодарность Богу, программе, что не дали умереть, а с другой стороны постоянно червячок гложет. «Сейчас разве это жизнь? Если избавил меня от смерти, то мог бы избавить меня для чего-то получше, чем эта жизнь».

Интересно, если мы представим эту картину с двумя слепыми, Иисус их любит или нет? Как Он к ним относится? Какие у Него в этот момент чувства по отношению к ним? Жалость, сострадание, или, может быть, унылое понимание: хорошо, вы так ноете, орете, я вас исцелю, но все равно знаю, что на пользу это вам не пойдет. Или пойдет на пользу, но на такую пользу, которой вы понять и ощутить все равно не сможете. Это психологическая схема, которая находится в определенном противоречии с теологическим изображением. Потому что изображение тут не психологическое, а чисто богословское. Вот они поверили в то, что Он – Христос и имеет Божью силу, поэтому и произошло чудо. Природа, физический мир, биологический мир изменились по Слову. Это такая чисто богословская картина. Нельзя сказать, что она какая-то бедная и безжизненная, а просто авторы Евангелия стараются научить нас жить вот этим уровнем. Уровнем веры, а не уровнем нашей изменчивой психики и психологии, которая все время недовольна, все время ищет повода порадоваться про запас, чтобы этой радости хватило на привычное время уныния.

Потом еще интересно, что в фигуре Иисуса, как Его показывают евангелисты, Он иногда показывает нежность к природе и даже благоговение, а иногда поступает с ней просто как равнодушный человек, который на природу смотрит просто как на вещи. На смоковнице маслин нет – взял и проклял. Выделить в этом божественное отношение Иисуса и чисто человеческую слабость, конечно, трудно. Все время в Его проповеди человек ставится как бы отдельно от остальных творений: насколько вы лучше, чем все остальное. Я сравниваю это с восточным взглядом, в котором идея реинкарнации просто уравнивает все существа между собой. Человека и червяка, человека и дерево, человека и камень. Все имеет одинаковую ценность и должно просто функционировать в соответствии со своими текущими возможностями. В этой постановке Бог в равной степени присутствует в любом предмете. В Библии, конечно, есть разное, похожее есть тоже. Но в иудейском взгляде все-таки больше проявляется страх – страх перед тем, что крыша у человека съезжает очень легко. Если он начнет присматриваться к природе и как-то ее персонифицировать, обожествлять, то остановиться уже не сможет и превратится в игрушку в руках дьявола. Поэтому, по-видимому, в Библии позиция некоторого дистанцирования от природы и господства над ней – это, скорее, защитная позиция. Отстранение.

Основная, по-видимому, вещь, которая есть в философии, в терапии 12 шагов – это отделение с любовью. Это, строго говоря, непонятно, что. Я сейчас поясню, о чем идет речь. Буквально говорится об отделении от проблемного члена семьи, который не дает жить, и совместная жизнь с которым идет во вред. В безусловный вред и ему, и вам. Но этот принцип распространяется и на самого человека, который должен отделяться от своих эмоций, от глупых мыслей, навеянных глупыми эмоциями, отделяться от излишней привязанности к своему телу, отделяться от своего тела. Это все приходится делать. Но это не может быть вечным стилем жизни, потому что – что такое отделение? Отделение означает, что вот это – это не я. Я к этому уже не могу относиться с такой же интимностью, как к себе. С интимностью и с такой же эмпатией, с которой я отношусь к себе. Я от этого вынужден защищаться. Это, конечно, ущербная позиция, которая может завести далеко. Довести до полного отвержения, до неприязни, до ненависти в конечном счете. Для меня тут принципиальной, конечно, является позиция Иисуса в последние дни перед крестом, когда Он идет по пути, который избрал, с принятием. С принятием того, что вот это Его мир, это Его братья и сестры, которые не ведают, что творят, но они Его. В общем, картинка нашего существования получается напряженная: она и несчастная, и счастливая одновременно. Но я бы сказал, что жизнь такова, в какой степени нам удается проникнуть в ее глубину. Въевшиеся в нас мечты о счастливой жизни на самом деле не глубокие сами по себе, они просто глубоко въевшиеся в нашу природу, а глубины как таковой в них нет. Глубина обнаруживается во взаимодействии с Богом, в понимании Бога. Узнать Бога, понять и полюбить. И через Него полюбить и все остальное. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website