Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

4 февраля 2016 — Сретение Господне

Февраль 27, 2016

Fra-Angelico-Presentation-crop


Евр 2, 14-18; Лк 2, 22-32

Интересно, как тогда было. Акт посвящения первенца Господу для иудеев имел какое-то значение или это была уже рутина, чисто символический акт? Не знаю, отважился ли бы я своего ребенка так посвятить, зная, какими трудностями это для него будет чревато. Скорее бы уж я пошел на то, чтобы он жил как живется, а уж там Бог найдет какой-то ключ к его сердцу. Собственно, мы, христиане (тут, наверное, христиане присутствуют), отсчитываем посвящение Богу от личности Иисуса. Люди посвященной жизни, монахи, девы, вдовы, тещи посвященной жизни – это люди, которые отдают себя на служение Богу прежде всего: не науке, не поэзии, не семье, а на служение Богу. Что это за служение Богу? Чтобы Богу служить, надо как-то Его представлять, чтобы понимать, что Он хочет. Потому что придумывать про Него я много чего могу, а что Он хочет?

Я говорил уже, что вспоминал историю прихода отца Владимира Никифорова. Сам приход как приход просуществовал очень мало, два года под названием приход свв. Кирилла и Мефодия. А община начала складываться гораздо раньше. Некоторые люди были церковные, не совсем неофиты, по крайней мере – я имею в виду тех, кто пришел из прихода о. Александра Меня. Допустим, некоторые там были со стажем десять лет. Другие были совсем свежие, которых Володя крестил сразу в католичестве, и судьба этих людей в церковном отношении самая, может быть, неудачная. Более или менее церковные – что это была за церковность? Они в приходе отца Александра жили как бы на всем готовеньком. А когда попали в католический приход, оказалось, что всю Церковь нужно строить заново, сначала.

Апостольским администратором был американский капеллан, Володю он признал генеральным викарием и передавал в огромном количестве книжки по каноническому праву, по литургии, всю эту «техническую документацию», оказалось, что ее страшно много. Люди занимались по катехизису. Нормальному мирянину что нужно? После нынешнего ККЦ во Франции был выпущен один из немногих национальных катехизисов для взрослых, это просто катехизис для умственно отсталых. Там очень мало всего надо знать. А тогда людям надо было поглотить за короткое время очень большой объем информации, чтобы быть Церковью. Поглотить поглощали, все-таки все были не просто с высшим образованием, а интеллектуалы, и мало кто не был кандидатом наук. Мессы, которые служил Володя, были очень развивающими, хорошими. Но два года прошло, и все это прекратилось, потому что КГБ зацапало.

Теперь мне понятно, что это был очень благодатный период, когда зацапало, потому что стал возникать какой-то реальный фундамент под полученные знания. Фундамент, основанный на том, что нужно пережить страхи того, что, попросту говоря, обрушилась привычная модель жизни. Человек думал, вот я буду работать, у меня будет какое-то творчество, семья, и будет приход, наша община будет возрастать с Богом. Возникла реальная угроза потери этого всего. Такую угрозу в той или иной степени пережили все члены прихода, потому что таскали всех, шантажировали, провоцировали и все такое. Начал расти фундамент снизу. Фундамент под знания, которые были сверху. Но все-таки между верхом и низом еще оставалось значительное пространство, ничем не заполненное.

Это пространство, мне кажется, начало заполняться в последующие годы, когда «раздача слонов» уже произошла, все получили, что им причиталось, и начали опять строить жизнь и строить общину уже без всех этих нормативных документов. То есть, из полученных знаний ненужное стало отваливаться само, а нужное стало соединяться с прочным фундаментом, полученным в страданиях. Потом, конечно, от кажущегося изначального единства осталось очень мало, все разбежались по своим нишам. Кто-то выбрал эту нишу, сделав большую ошибку, потому что выбирали место, которое казалось более солидным, а по сути дела это было предательство мечты, предательство мечты о католической Церкви, о настоящей Церкви, которая будет здесь и сейчас. Те, кто вернулся обратно в уютный приход Александра Меня или в какие-то еще места, так и остались между двух стульев, кто-то потом вообще разочаровался в Церкви как в факте. А у тех, кто остался строить Церковь мечты, иллюзии отпадали, но мечта все более приближалась к реальности. Как Володя недавно написал в письме, что, оглядываясь назад, видит, что раздал свою жизнь по кускам как хлеб… Но это не пустое. Это все было не пустое.

Ощущение «непустого» – это духовный опыт, опыт жизни с Богом, реальной жизни с Богом, который очень трудно передать молодым, потому что проблема отцов и детей – это реальность. Это тема Сретения. Коллизия, которая была в советских фильмах: на завод, на стройку приезжает молодой перспективный специалист из института, превзошедший все науки, и вступает в конфликт со старым рабочим, у которого большой жизненный и партийный опыт. В конце концов молодой наделывает ошибок, пускается в какую-то авантюру, и старый рабочий его на парткоме ставит на место, объясняет ему настоящую жизнь. Тот кается, а старый рабочий говорит, что, мол, действительно за тобой наука, за тобой новое, вот ты сейчас всё осознал, очень хорошо, а мне уже пора на покой, на заслуженный отдых. Идиллия. На деле этого никак не получается. Но это тоже часть крестного пути.

Такая вот лекция за Сретение. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2016

Изображение: Фра Анджелико, «Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, Сретение. Деталь», Около 1437-1446.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website