Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

31 декабря 2017 – Неделя 30-я по Пятидесятнице, Память сщмч. Игнатия Богоносца 2 января н.ст.

Март 5, 2018

Евр 11,9-10,17-23,32-40; Мф 1,1-25

Сегодня у нас литургия Слова – это такое попурри и ассорти, не знаю, как лучше сказать. Из святого Игнатия Антиохийского, Нового года и Рождества. Когда так много всего, надо говорить про что-то другое.
Наш текст с описанием курса молитв и медитаций позапрошлого года, я более или менее оформил и дал священнику, который интересуется медитациями. Он сам практикует их по книжкам Де Мелло. Он просмотрел, пока не очень внимательно, но обратил внимание, что у нас не говорится с самого начала, когда даются основные понятия медитации, об отделении сознания от возникающих ощущений, от мыслей, всего такого. И другие подобные замечания у него были, которые я интерпретирую таким образом, что с созависимостью он не занимался так долго и тупо как мы. Для нас это просто общее место: отделение – это принцип жизни, о котором мы даже не говорим. Но одновременно я вижу, что отделение – вещь трудная, до сих пор у нас не всегда и не у всех получается. Собственно, тяжесть созависимости у человека в какой-то мере можно оценить по тому, насколько ему удается отделение или рефлексия, если использовать другой словарь.

Говорят, что война – это продолжение дипломатии другими средствами. Эта фраза фон Клаузевицу, что ли, приписывается. Молитва – это продолжение жизни другими средствами. Какие мы в жизни, какая у нас стратегия и тактика в жизни, такая же и в молитве. Если не практикуем отделения в жизни, то не практикуем его и в молитве. Забываем об этом, или не получается. Это то же самое, о чем отчасти шла речь на позапрошлой группе, на позапрошлой мессе – про то, что выдыхаем боль. Если мы эту боль не отделили от эгоистической жалости к себе, толку не получается. Выдыхать можно только чистую боль. Это может быть чистая боль от осознания присутствия жалости к себе – но от осознания.

Я посмотрел одну из книжек Де Мелло «Садхана, путь к Богу». Впечатление плохое. Впечатление иезуита, которого сформовали на иезуитских упражнениях, на медитациях с использованием воображения. С этим он пришел в монастырь дзен, прошел курс дзеновских медитаций, где тоже интенсивно используется воображение. И вот он конструирует на этой основе всякие фантазии про Бога. Что касается восточного медитативного христианского пути, то там воображение никак не эксплуатируется. Используется только воспоминание. Воспоминание для покаяния. А эта вещь «представьте себе», «представьте перед собой» – не знаю, насколько порочная, но опасная вещь. Этим мы вносим некую нашу манипуляцию вместо того, чтобы просто снимать картину того, что происходит с нами и в нас. Потом, может быть, основная вещь – Де Мелло, мне кажется, не понимает, что цель созерцания Бога – это не созерцание Бога. Цель – это предстояние перед Богом. В созерцании всегда есть вот это «Я созерцаю». В предстоянии от «я» остается лишь покаяние. Этот акцент для меня очень важный, но по-видимому, латинское мышление к этому нечувствительно, не знаю даже. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website